Останутся только вузы, в которых умеют учить

За последние полгода лишились лицензии около сотни высших образовательных учреждений. И это только начало.


Поступить в вуз - сегодня не такая большая проблема. Бюджетные места не сокращают, а из школ с каждым годом выходит все меньше выпускников. Плюс коммерческие институты… Проблема в другом - получить диплом и выучиться специальности, которая обеспечит интересную и выгодную работу. Наличие студенческого билета совсем не гарантия того, что вам преподают современные и полезные знания.

Идет реорганизация.

Уже второй год Минобрнауки перетряхивает вузы, называя это сложным термином «мониторинг эффективности образовательных учреждений». Подключился Рособрнадзор, который прилежно шерстит университеты и академии. Весной министерство объявит результаты очередного мониторинга высших учебных заведений.


Год умирающих институтов

К этому шло давно. Многие негосударственные частные институты - по сути, фабрики по продаже дипломов. Некоторые просто использовались, чтобы через их бухгалтерии отмывать деньги.

Совсем свежий пример: бывший ректор Московского педагогического госуниверситета Виктор Матросов, его жена и еще кое-кто из руководства вуза, оказывается, учредили два частных учебных заведения - Московский социально-педагогический институт и Гуманитарно-социальный институт. Студенты этих вузов, по сути, учились в МПГУ - в аудиториях университета занимались, библиотекой и столовой пользовались, лекции им читали преподаватели госвуза. А вот деньги они платили в частный карман и дипломы получали не знаменитого педуниверситета, а малоизвестных контор.

Выяснилось, что вузы-прокладки не перечисляли МПГУ даже предусмотренные договором 10% от суммы, которую платили им студенты. Следствие решает, куда делись 206 миллионов рублей. Впрочем, тут дело правоохранителей. А вот что будет с теми, кто учился в этих конторах? Большинству повезло - студентов перевели в МПГУ. Они доучатся и получат дипломы уважаемого вуза. Но университет мог поступить и по-другому: за обучение студентов отвечают учредители. А тем не до ребят - под ними земля горит.

Больше сотни негосударственных вузов в прошлом году вообще не подали документов о своей работе в Минобрнауки, хотя по новому закону «Об образовании» обязаны были участвовать в мониторинге эффективности. Подозреваю, что часть из них и в этом году станет набирать студентов. Рособрнадзор с нового учебного года начинает серьезные проверки таких учебных заведений. Но в штате Рособрнадзора только семь инспекторов. Все сразу сомнительные учебные заведения они проверить не в состоянии. Велика вероятность, что ребята, ничего не подозревая, поступят в вуз, а получать диплом будет негде.

С сентября-2013 по январь-2014 Рособрнадзором исключены из реестра лицензии около сотни вузов и филиалов.

За что? Вот примеры.

У Брянского филиала Института рекламы, туризма и шоу-бизнеса не было ни помещений, ни учебной литературы, ни преподавателей. Но там бодро штамповали дипломы о высшем образовании.

Недавно в Ставрополе завершилась проверка подобной конторы «Рога и копыта» - то есть, пардон, института «Бизнестранс». На сайте учебного заведения о ней ни слова, зато есть объявление о наборе абитуриентов.

В Москве Рособрнадзор и Останкинская межрайонная прокуратура накрыли Международную академию бизнеса, где выдавали дипломы гособразца, даже не имея лицензии.

Приостановлена лицензия столичного вуза-призрака, существовавшего только на бумаге. Руководил им судимый мошенник. Он уже был наказан за создание фиктивного Московского института духовной культуры. Этот вуз он закрыл и учредил другой - Институт деловых коммуникаций. Аббревиатура, впрочем, одна и та же - МИДК.


Какие университеты обходить стороной?

1. На сайте Рособрнадзора выясните, имеет ли вуз лицензию на право ведения образовательной деятельности и по каким программам. Если лицензия приостановлена, нужно понимать, что это означает существенные нарушения в деятельности вуза.

На сайте Минобрнауки посмотрите статус вуза, который он получил по результатам мониторинга эффективности. Вы поймете, предстоит ли в ближайшее время реорганизация этого учебного заведения или даже прекращение его деятельности.

2. Изучите сайт самого вуза. На нем должна быть информация:

- о дате его создания, учредителях, руководстве;
- об образовательных программах, учебных курсах, производственной практике;
- о количестве бюджетников, студентов-целевиков и льготников;
- о федеральных государственных образовательных стандартах;
- о преподавателях с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы;
- о наличии учебных кабинетов, библиотек, спортзалов, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся;
- о доступе к информационным сетям и электронным образовательным ресурсам;
- о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления;
- об условиях предоставления стипендий и мер социальной поддержки;
- о наличии общежития и плате за проживание в нем;
- о трудоустройстве выпускников.

3. Подавая документы в вуз, обратите внимание на то, как организована приемная кампания. На стендах должны быть копии лицензии, свидетельства о госаккредитации, образцы договоров об оказании платных образовательных услуг, образцы документов об образовании, выдаваемых по окончании учебы.


Календарик поступающего

В этом году Минобрнауки разрешило вузам до 28 февраля разместить на сайтах:

- перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием;
- свои правила приема;
- по каким предметам нужно сдать ЕГЭ, чтобы поступить на выбранную специальность.

Не позднее 1 июня:

- количество мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки;
- количество мест, выделенных для целевого приема;
- количество мест для обучающихся по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);
- льготы победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня.

Не позднее 20 июня:

- минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, которые нужно набрать для подачи заявления о поступлении;
- информация о месте регистрации для сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ.


Комментарий чиновника
Мы не караем, а наводим порядок


- Наша задача - не карать негосударственные вузы, как это сейчас пытаются преподнести некоторые испугавшиеся псевдовузы, - объясняет руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. - Все, что мы делаем, направлено на одно - на повышение качества профессионального образования в стране. Вуз должен обеспечить высокий уровень обучения вне зависимости от формы собственности. Государственный вуз или частный - требования ко всем одинаковые. Соблюдай закон и спокойно развивайся. От уровня подготовки сегодняшних студентов зависит, в какой стране мы с вами будем жить очень скоро, кто и как будет обеспечивать обороноспособность и безопасность страны, кто и как будет развивать производство, учить наших детей, принимать решения в органах власти.

- Если студенты и их родители недовольны качеством преподавания, куда им жаловаться?

- Если в вузе нет условий для образовательной деятельности, занятия не ведутся, библиотеки, спортзала, пункта питания, медпункта нет - обращайтесь в Рособрнадзор. Только не анонимно! Не бойтесь писать о псевдовузах - только совместными усилиями мы сможем навести порядок!

Если же нарушаются условия договоров об оказании платных образовательных услуг, вуз не исполняет или исполняет ненадлежащим образом свои обязательства - подавайте исковые заявления в суды с требованиями наказать рублем. Этого больше всего боятся нечестные вузы.

Александр МИЛКУС,
www.kp.ru.
Просмотров: 6801 | 19 февраля 2014
Математика ← Задание 13
Два грузовика одновременно отправились в 105-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 6 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 2 часа раньше второго. Найти скорость грузовика, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.



Математика ← Устный счёт
Учитель дает уроки в двух домах. В одном ему платят по 12 руб. в месяц, в другом по 3 руб. в неделю. Сколько может он тратить в месяц?



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»