Образование - бесплатное, а ЕГЭ — по выбору

  Кротова Надежда Васильевна — ректор Московского государственного университета культуры и искусств. Действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Национальной академии туризма.

  В разгаре сезон вступительных экзаменов в вузы, абитуриенты снуют по коридорам институтов с широко раскрытыми глазами. Но, помимо естественного страха перед будущим, перед выпускниками школ встают еще и новые проблемы. В этом году так называемые результаты ЕГЭ стали серьезным камнем преткновения. Наверное, все помнят скандал вокруг сертификатов, который достаточно освещался в СМИ. Суть проблемы заключалась в том, что сертификаты, подтверждающие сдачу ЕГЭ, не принимали некоторые вузы РФ из-за их несоответствия принятым нормам. Конечно, официальные лица уверяли, что это неправомерное действие приемных комиссий, но абитуриентам от этого не легче, их мало волнует перепалка сторон. Уже много говорилось о плюсах и минусах ЕГЭ. Но теперь проявляются и методические проблемы, а также вопрос коррупции: многие утверждали, что с введением системы ЕГЭ столь грустная тема исчезнет, — однако и эти ожидания не оправдались.

  Нужно сохранить душевное здоровье детей России

  К сожалению, система ЕГЭ приведет к тому, что все сведется к тестовому порядку и примитивизации знаний. Так называемое натаскивание в тестах, безусловно, притупляет творческие возможности абсолютно любого индивидуума.

  Изучая зарубежный опыт, можно найти любопытные моменты. К примеру, Тайвань: мы входим в ЕГЭ, а Тайвань выходит из этого процесса. Это важный показатель, свидетельствующий о серьезных изменениях в мире образования.

  В Тайване заявляют, что ЕГЭ у них введен в 1954 году, и с тех пор творческий потенциал школьников резко снизился, это первое. Второе — ЕГЭ приводит к заболеваниям. Известно много случаев самоубийств детей, которые были зациклены на том, что важно только зазубрить. В связи с этим, конечно, состояние психического здоровья у детей резко пошатнулось. И в итоге государство пришло к тому, что надо выходить из ЕГЭ, предоставить многовекторность для вступительных экзаменов.

  Еще очень важный момент. Память ребенка работает ассоциативно и логично с точки зрения когнитивных функций, тесты же строятся совсем иным образом. Тест обычно составляется таким образом, чтобы ребенок запоминал не основные вещи, а мелкие детали, порой не относящиеся к предмету. Подобная компьютеризация детского мозга вредна для ребенка — он переутомляется, не понимает смысла своей работы, не видит главного. Я поддерживаю точку зрения, что ЕГЭ не может быть повсеместным. Должны быть полноценные многовекторные экзамены. Нельзя загонять всех детей сдавать единый экзамен. Мы знаем, что в России со здоровьем детей проблемы очень серьезные и без ЕГЭ. Именно поэтому не хотелось бы, чтобы здоровье еще ухудшилось, тем более, когда речь идет о душевном здоровье нашего будущего.

Российское образование — лучшее в мире

  Однако ЕГЭ — не единственная проблема в российском образовании. Сегодня ряд законотворцев и людей, которые влияют на реформацию учебного процесса, решили подражать европейской системе образования. Одним из последних нововведений в образовании является Проект федерального закона, который предусматривает введение двух уровней высшего профессионального образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста (второй уровень).

  Новый законопроект рассматривает бакалавриат и магистратуру или специалитет в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр», либо квалификация «специалист».

  Чтобы говорить о двух уровнях высшего образования, надо его получить, и вот тут возникает вопрос, связанный с так называемой «коммерциализацией» образования в России. Платное и бесплатное высшее образование существуют в России второй десяток лет.

  С огромной убежденностью должна сказать, что российское высшее образование — лучшее в мире. И это не только моя оценка, я базируюсь на тех оценках, которые дают ведущие зарубежные ученые и те специалисты, которые работают в сфере образования, и работодатели. Потому что в России было 4 основные категории: фундаментальность, универсальность, бесплатность и доступность образования. И на сегодняшний день выпускники вузов России работают по всему миру, причем во всех сферах. Когда на встрече со студентами ЛГУ президенту США задали вопрос об утечке мозгов из России, он ответил: не беспокойтесь, в наших оркестрах работают 90% музыкантов из России, но у вас постоянно идет прибавление, и дефицита кадров не будет.

  Правильно, дефицита кадров не будет в том случае, если образование будет бесплатным и фундаментальным. Вопрос платного и бесплатного образования противоречив: у родителей зачастую нет денег на обучение детей на так называемой коммерческой основе, а вузы в свою очередь впадают в разумный соблазн поправить свое финансовое положение за счет расширения платных мест. Сейчас в ряде вузов выдается даже кредит на получение образования. Вместе с тем среди противников коммерциализации образования в России немало руководителей престижных вузов.

  В настоящий момент во Франции и Германии на внебюджетной основе обучаются 85% студентов, в России — 53% на бюджетной и 47% на внебюджетной. Конечно, мне бы не хотелось, чтобы высшее образование становилось платным, но, к сожалению, все идет к этому. Четких ограничительных мер государство не предпринимает, а частные вузы плодятся и предоставляют только платное образование.

Мария Топазова
Просмотров: 5945 | 2 января 2009
Математика ← Смеси и сплавы
Кусок сплава массой 20кг содержит 30% меди, а остальное – цинк. Сколько кг цинка входит в сплав?



Математика ← Задание 6
Найдите корень уравнения



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»