До получения диплома "не доходит" каждый пятый студент

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Учёные НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.


Недостаточная внутренняя мотивация

Абитуриенты не всегда сами выбирают специальность в вузе. В итоге несамостоятельный выбор часто приводит к «аллергии» на учебу, а затем — к отчислению. Студент может принять неправильное решение:

→ под давлением родителей, которые решают за отпрыска, чем ему заняться;
→ из желания хорошо трудоустроиться, получить «теплое местечко»;
→ под влиянием социальной нормы. Высшее образование в стране стало почти всеобщим, без учебы в вузе современная биография немыслима;
→ из стремления «пересидеть» армию.

В этих ситуациях у студента нет внутренней убежденности в том, что он выбрал «свою» специальность. Его интересуют не знания, а вузовский диплом. Такая мотивация недостаточна для хорошей учебы и «закрепления» студента в университете.


Смена ориентиров

Нередко студенты разочаровываются в выбранной специальности. Пересмотром ценностей объяснили свое выбытие примерно треть учащихся. В такой ситуации часть студентов меняют отделение или факультет (переводятся, досдают нужные предметы), но часть студентов покидает вуз. Еще 7% опрошенных (в дополнение к той трети «разочаровавшихся в специальности») осознали, что «на данном жизненном этапе не хотят обучаться в университете».


Завышенные представления о себе

Иногда студент переоценивает свои возможности, поступая на ту или иную специальность, и «не тянет» учебу. Если речь идет о небольшой области знаний (каком-нибудь разделе изучаемой науки), то ситуация поправима. Можно обратиться за помощью к педагогам и однокурсникам. Если же весь курс осваивается с трудом, то это может привести к эмоциональному выгоранию, нежеланию учиться, а в итоге — и к отсеву. Подобное объяснение причин своего «вылета» («Не справился с объемом и сложностью заданий, прикладывал недостаточно сил к обучению») дали около четверти опрошенных студентов.


Неумение общаться с людьми

Конфликтность, неумение выстраивать общение в новом коллективе, неспособность к компромиссам тоже создают риск отчисления. Вузовское сообщество так или иначе отбраковывает «неформатных» учащихся — тех, кто не принимает общие «правила игры», академические нормы. «Я не нашел общий язык с преподавателями», — посетовала примерно четверть отчисленных студентов.

Неумение общаться мешает влиться и в студенческую среду. «Не сложились отношения с однокурсниками», — признались 18% отчисленных.


Чрезмерная значимость увлечений

«Я не нашел баланса между своими хобби и обучением», — объяснили свое отчисление примерно 20% опрошенных студентов. По сути, это вопрос приоритетов: что для человека важнее на этом этапе. Однако не исключено, что проблема связана с неумением правильно распределять время. Сложно спорить с правилом «делу — время, потехе — час».


Работа мешает учебе

Совмещение занятий в вузе и работы — массовое явление в России. Однако оно может привести к неуспеваемости и "вылету" из университета. Время, которое требуется на учебу (выполнение домашних заданий, проекты и пр.), отбирает работа. Примерно одна пятая опрошенных объяснила свое выбытие из вуза именно этим.


Роковые обстоятельства

Проблемы со здоровьем (19%), материальные трудности и тяжелые семейные обстоятельства (7%) можно объединить в еще одну группу рисков выбытия.


Контраст университетского и школьного стиля

Степень сложности и правила обучения в школе и в вузе различаются. В университете может быть очень высокая нагрузка. Студент не всегда готов к этому, он может не приспособиться к новому образу жизни. Адаптационные программы в университетах снижают эти риски.


Сложность курсов

Отсеву могут способствовать перегруженные программы обучения и непростые для освоения дисциплины (например, математические, инженерные и пр.).


Жесткая траектория обучения

В российском высшем образовании изменения траектории обучения ограничены, отметила Горбунова. Это выражается в двух моментах:

→ самого начала обучения студенты зачисляются на специальность (в США, например, студент принимается в вуз, а специальность можно выбрать позже). Но вчерашние школьники не всегда осознают свои истинные интересы. В то же время, смена напрвления проходит непросто. Студент часто вынужден досдавать множество предметов. На это решаются только самые мотивированные и упорные учащиеся. Другие могут отсеяться совсем.
→ индивидуализация учебного плана в российских вузах ограничена.

Эти особенности университетской системы снижают внутреннюю мотивацию студентов к учебе и сужают возможности их личностного развития. В такой ситуации не все «держатся» за вуз.
Источник: ioe.hse.ru | Просмотров: 1602 | 19 ноября 2016
Математика ← Задание 1
Мобильный телефон имел стоимость 13600 рублей. Через некоторое время стоимость на данную модель снизили до 12376 рублей. На сколько процентов была понижена стоимость?



До ЕГЭ 2018 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2017. «4ЕГЭ»