Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.


1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
• … – вот тема, к которой обращается автор текста.
• Этот текст (статья) о …
• Автор обращается к актуальной теме – теме…
• Этот текст о …
• Автор посвящает статью…


2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Шаблоны

автором проблема может быть:
• поставлена
• изложена
• рассмотрена
• выдвинута
• затронута
• поднята
• сформулирована
• исследована
• проанализирована

Возможные проблемы:
• Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
• Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
• Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
• Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
• Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
• Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
• Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
• Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
• Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
• Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
• Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
• Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
• Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
• Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
• Проблеме коммерциализации культуры.


3. Комментируем проблему.

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?


Шаблоны

Проблема может быть:
• социальная
• общественно-политическая
• идеологическая
• морально-этическая
• философская
• психологическая
• нравственная
• эстетическая

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
• общественно-значимая
• животрепещущая
• жизненная
• насущная
• первоочередная
• острая
• важная
• серьёзная
• спорная
• глубокая
• злободневная
• актуальная
• главная
• сложная
• принципиальная
• жгучая
• наболевшая
• основная
• неразрешимая
• назревшая

Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих
• лучше понять трагизм происходящего
• серьёзно размышлять
• критичнее относиться к…
• по-иному посмотреть на…
• поделиться мыслями о…

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

Это позволяет увидеть, что интересует автора.
Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:
• Пересказа исходного текста или его части.
• Рассуждений по поводу всех проблем текста.
• Комментариев о действиях героев текста.
• Избегать повторов слова «проблема»
• Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».


4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

Автор может
• Посвящать свою статью
• Решать заявленную проблему
• Эмоционально воздействовать на читателя
• Делать читателя своим союзником
• Образно воссоздавать картину происходящего
• Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
• Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
• Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
• Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
• Раскрывать сущность поставленных проблеем
• Точно формулировать (выражать)мысль
• Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
• Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
• Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
• Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
• Подчёркивать остроту поставленной проблемы
• Видеть глубину и актуальность проблемы
• Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
• Выражать мнение большинства
• Пытаться понять, почему
• Использовать ряд убедительных аргументов
• Побуждать искать истину
• Стараться объяснить, почему
• Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
• Заставить сделать переоценку отношений..
• Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
• Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
• Утверждать, что…
• Уточнять некоторые моменты
• Писать интересно и ново о старых проблемах
• Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
• Привести в качестве примера цитату
• Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
• Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
• Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
• Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
• Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
• Дать новую жизнь старой теме
• Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
• Подчеркнуть истинное положение вещей
• Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
• Показывать образец поведения, отношения к жизни
• Говорить с тревогой о наболевших проблемах
• Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
• Призывать нас к …
• Представлять истинную картину происходящего

Клише:
• Автор считает, что… Автор утверждает, что…
• Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
• Автору важно убедить читателя в том, что…
• Бесспорно мнение автора о том, что…
• Автор подводит читателя к мысли о том, что…
• Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
• Решая проблему, автор приходит к выводу: …
• … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
• … – это высказывание точно отражает мысль автора.
• Позиция автора очевидна:…


5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
• тезис
• аргументация
• вывод
• аргументация


Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
• Нельзя не согласить с автором в том, что…
• С автором можно поспорить …
• Автор прав в том, что…
• Однако его мысль о … вызывает сомнение
• С автором трудно (не) согласиться
• Позиция автора близка (понятна ) мне
• Я (не) разделяю точку зрения автора
• Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
• Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
• Мое мнение подтверждает и такой факт…


Шаблоны:
• С удовольствием прочитал…
• Нельзя остаться равнодушным…
• К сожалению…
• Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
• Автор убедительно доказывает, что…
• Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
• Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
• На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
• Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
• Автор справедливо отмечает, что…
• Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
• Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

• Во-первых,…
• Во-вторых,…
• Таким образом,


Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:
• Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
• Достаточно привести такой пример…
• Это можно доказать следующим образом..
• Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
• Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
• В этом легко убедиться, обратившись к…

С помощью вводных слов и словосочетаний:
• Например,… Допустим…
• По свидетельству кого-либо,… Предположим…
• Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

С помощью союзов и придаточной части:
• Так как…
• Потому что…
• Оттого что…
• Благодаря тому что…
• В связи с тем что…


6. Как заканчивать сочинение?

2-3 предложениями, дублирующими вступление.


7. Как начать сочинение?

Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!


Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Проблемы, над которыми размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Выявление позиции автора.
5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).


Советы:
• Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
• Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.


Автор: Никитина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Просмотров: 52759 | 8 февраля 2015
Математика ← Устный счёт
Чиновник получает в месяц столько, что может тратить каждую неделю по 12 руб. Сколько получает он в месяц?



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»