Проблемы к текстам ЕГЭ-2018 36 вариантов

Проблемы и авторская позиция ко всем текстам из нового сборника ЕГЭ-2018 под редакцией Ирины Петровны Цыбулько.


→ Все 36 текстов: teksty.docx [136.77 Kb] (cкачиваний: 2459)
Готовые сочинения по текстам

Вариант 1
(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт...

Проблема
1. Проблема воспитания любви к поэзии. (Как воспитать любовь к поэзии?)
2. Проблема значения книги в жизни человека. (Почему нужно любить книги?)

Авторская позиция
1. Воспитать любовь к поэзии можно «красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк».
2. Книги воспитывают людей. «Человек, нелюбящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его».


Вариант 2
(1) В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина...

Проблема
Проблема сохранения исторической памяти. (Почему важно сохранять историческую память?)

Авторская позиция
Важно сохранять историческую память, поскольку память человека ограничена в своих возможностях и наша история постепенно забывается: Великая Отечественная война уходит всё дальше в невозвратное прошлое, редеют ряды ветеранов, участников той войны. И долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме.


Вариант 3
В сумерки луга похожи на море...

Проблема
Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)

Авторская позиция
Природа играет большую роль в жизни человека: помогает ему отдохнуть от суеты, почувствовать единение с миром, обрести духовную гармонию, лучше понять мир и своё место в нём.


Вариант 4
(1) Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник...

Проблема
Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для человека?)

Авторская позиция
Исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связана жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков кажется ему противоестественной.


Вариант 5
(1) В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир — его родина...

Проблема
Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)

Авторская позиция
Родина — это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. Родина — это основа жизни каждого человека, это его родное гнездо.


Вариант 6
(1) Из самовара пар валил, как из паровоза, — даже стекло в лампе немного затуманилось: так сильно шёл пар...

Проблема
Проблема нравственной оценки факта войны. (Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны?)

Авторская позиция
Человеческому сознанию сложно понять, зачем нужна война, ведь она жестока, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.


Вариант 7
(1) Журка потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.

Проблема
1. Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. (На чём основываются отношения между представителями разных поколений?)
2. Проблема роли детских воспоминаний. (Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?)

Авторская позиция
1. Отношения между представителями разных поколений строятся на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые стремятся поддержать представителей младшего поколения, дать им направления. Дети пробуждают у представителей старшего поколения воспоминания об их собственном детстве.
2. Воспоминания о своём детстве служат для человека источником радости, придают ему силы.

Вариант 8
Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

Проблема
Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?)

Авторская позиция
В произведениях Чехова пошлость «многолика». Порой она может проявляться в честолюбии героев, в их желании покрасоваться не своими заслугами.


Вариант 9
(1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

Проблема
Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)

Авторская позиция
На смену философии бездействия, провозглашавшей бессилие людей в борьбе с языковой стихией, должно прийти понимание, что в наших силах воздействовать на стихию своего языка, бороться за чистоту родного языка.


Вариант 10
(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается.

Проблема
Проблема переживания детьми военных событий, посильного участия в войне. (Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?)

Авторская позиция
В годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу.


Вариант 11
(1) Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе — над головой ходили пронзительные сквознячки.

Проблема
1. Проблема преодоления отчуждения человека от Земли. (Как избежать отчуждения человека от Земли?)
2. Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (В чём проявляется негативное влияние деятельности человека на жизнь планеты?)

Авторская позиция
1. Чтобы избежать отчуждения человека от Земли, людям нужно помнить о том, что Земля — это живой организм и век Земли скоротечен, что нельзя утрачивать смысл неповторимости жизни.
2. Человек своей деятельностью губит Землю, загрязняя её, раня её плоть взрывами, при этом надеясь на то, что ничего с планетой не случится.


Вариант 12
Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни».

Проблема
Проблема определения понятия счастья в подростковом возрасте. (При каких обстоятельствах подростки чувствуют себя счастливыми?)

Авторская позиция
К счастливым подросток может отнести разные дни своей жизни, но по-настоящему ребёнок счастлив, когда он в кругу семьи, его все любят и он любит всех.


Вариант 13
(1) Я все чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние.

Проблема
Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

Авторская позиция
Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.


Вариант 14
(1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены.

Проблема
Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)

Авторская позиция
Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)


Вариант 15
(1)В осеннем лесу все было жёлтое и багряное, козалось, все горело и светило вместе с солнцем.

Проблема
Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

Авторская позиция
Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его в раздумья.


Вариант 16
(1) Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон?

Проблема
1. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?)
2. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?)

Авторская позиция
1. То, что дети стесняются своих матерей и проявляют эгоизм в общении с ними, недопустимо. Невнимательное отношение людей к собственным родителям не находит понимания у окружающих.
2. Родительская любовь к детям безгранична: родители тонко чувствуют и понимают своих детей, видят только лучшие их качества. Верней и преданней родительского сердца нет ничего на свете.


Вариант 17
Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье.

Проблема
1. Проблема творческого долголетия человека. (Что является причиной творческого долголетия человека?)
2. Проблема вклада в отечественную культуру. (Какой вклад способен внести человек в отечественную культуру?)

Авторская позиция
1. Мужество, смелость мысли, способность к противостоянию, сопротивлению злу не позволяют человеку падать духом: такие люди, как Д. С. Лихачёв, открыто высказывают своё мнение, отстаивают свою точку зрения. Этим и объясняется их творческое долголетие.
2. Человек способен спасти от забвения и уничтожения многие памятники культуры, как сделал это Д. С. Лихачёв, создавший образ защитника культуры, настоящего гражданина, сумевший включить древнерусскую литературу в систему европейской культуры.


Вариант 18
Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье.

Проблема
1. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень?)
2. Проблема отношения к родному дому. (Как люди должны относиться к родному дому?)

Авторская позиция
1. Судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации».
2. Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.


Вариант 19
(1)Я думаю, что я так и не понял себя. (2)Человек — больше, чем его жизнь.

Проблема
1. Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей. (Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?)
2. Проблема понимания природы гениальности и самого гения. (Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?)

Авторская позиция
1. Человеку не всегда удаётся осознать, удалось ли ему реализовать себя, понять, как соотносятся его желания и реализованные возможности. Человек больше, чем его жизнь: он не только тот, кем стал в жизни, но и тот, кем себя воображает, кем хотел бы стать.
2. Природу гениальности объяснить трудно: выдающийся человек может появиться в самой заурядной семье. Гению удаётся реализовать себя максимально полно.


Вариант 20
Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака?

Проблема
Проблема роли книги в жизни человека. (Какую роль играют книги в жизни человека?)

Авторская позиция
Книги помогают человеку прежде всего познавать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, передавать последующим поколениям духовные ценности.


Вариант 21
Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака?

Проблема
Проблема влияния учителя на учеников. (Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние?)

Авторская позиция
Уважительное отношение со стороны учителя создаёт условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к объективной оценке своего поведения по отношению к другим людям, способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести, потребности в самоуважении. Учитель может влиять на формирование характеров учеников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью.


Вариант 22
(1) Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами.

Проблема
1. Проблема отношения к обывателям, к пошлости. (Как относиться к обывателям, к пошлости?)
2. Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства. (Допустимо ли хамство при общении?)

Авторская позиция
1. Люди, которые «кичатся» своим положением в обществе, в повседневной жизни зачастую оказываются обывателями, то есть людьми, живущими мелкими личными интересами. Обыватели вызывают у окружающих людей недоверчивое, презрительное отношение к себе.
2. Люди, уважаемые в обществе и считающие себя образованными и интеллигентными, не всегда ведут себя в быту благородно и порядочно. Люди не должны вести себя по-хамски по отношению к другим, не должны смотреть на всех «сверху вниз».


Вариант 23
(1) Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами.

Проблема
1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?)
2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)

Авторская позиция
1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.
2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него, и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.


Вариант 24
(1) Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами.

Проблема
1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)
2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

Авторская позиция
1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.
2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями.


Вариант 25
Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества.

Проблема
1. Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чём состоит значение культуры в нашей жизни?)
2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?)

Авторская позиция
1. Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием, благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом.
2. Однозначно ответить на вопрос, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждое из этих словосочетаний отражает различные стороны культуры.


Вариант 26
Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества.

Проблема
Проблема памяти о Великой Отечественной войне. (Почему люди хранят память о событиях 1941-1945 годов?)

Авторская позиция
Люди до сих пор помнят события Великой Отечественной войны, ведь в те годы погибло множество солдат, героически сражавшихся за свою Родину. Помнят создатели и посетители музеев, помнят участники почётного караула, помнят родители, потерявшие детей.


Вариант 27
(1) Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате.

Проблема
Проблема проявления родительской любви. (В чём проявляется родительская любовь?)

Авторская позиция
Родительская любовь проявляется в заботе о детях, в создании атмосферы домашнего уюта, в которой ребёнок чувствует себя счастливым.


Вариант 28
(1) «Над окошком месяц. (2) Под окошком ветер.

Проблема
1. Проблема силы поэтического слова. (В чём состоит сила поэтического слова?)
2. Проблема очищающей силы поэзии. (Какова сила воздействия поэзии на человека?)
3. Проблема отношения к поэтам, к их творчеству. (Как люди относятся к поэтам, к их творчеству?)

Авторская позиция
1. Поэтическое слово способно пробудить в человеке различные чувства, заставить его задуматься о самом важном. Стихи Есенина наполняют человека «слезами и горьким восторгом».
2. Поэзия способна оказать очищающее воздействие на душу человека: заставить его плакать, каяться, просить прощения у всего мира.
3. Люди не всегда способны по достоинству оценить поэта и его творчество, порой они осуждают и отторгают творческую личность, в то время как истинные поэты, такие как Есенин, заслуживают подлинного уважения.


Вариант 29
(1)Старый охотник Мануйло без часов знал время, как петух.

Проблема
1. Проблема губительного влияния человеческой деятельности на природу. (В чём заключается губительное влияние человеческой деятельности на природу?)
2. Проблема сходства жизни природы и жизни человека. (В чём заключается сходство жизни природы и жизни человека?)

Авторская позиция
1. Человек своей деятельностью способен нанести невосполнимый ущерб природе: вырубая леса, человек лишает птиц места их тока.
2. Жизнь природы схожа с жизнью человека: как человек горюет, лишившись дома, так и птицы страдают, лишившись деревьев в лесу.


Вариант 30
Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушкина.

Проблема
1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)
2. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?)

Авторская позиция
1. Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками.
2. Сила таланта заключается во власти творческого гения, таинственной власти, заставляющей людей «и плакать, и радоваться, и умиляться».


Вариант 31
(1) Шла осада Нотебурга. (2) Так у шведов называлась крепость Орешек.

Проблема
1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)
2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?)

Авторская позиция
1. Победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал всё, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.
2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости: это позволяет исправлять ошибки и идти дальше.


Вариант 32
(1) Вечером я услышал Васину скрипку...

Проблема
1. Проблема влияния музыки на людей. (Какое влияние музыка оказывает на людей?)
2. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?)

Авторская позиция
1. Музыка способна пробудить в человеке очень сильные эмоции, вызвать слёзы.
2. Слушая музыку, человек с особой остротой начинает испытывать различные чувства.


Вариант 33
(1) Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе.

Проблема
1. Проблема влияния музыки на людей. (Какое влияние музыка оказывает на людей?)
2. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?)

Авторская позиция
1. Музыка способна вызвать в человеке чувство печали и восторга, развернуть его душу.
2. В разном возрасте и в различных ситуациях люди воспринимают музыку по-разному. Слушая музыку, человек начинает с особой остротой ощущать то, что его тревожит или, наоборот, радует.


Вариант 34
Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Проблема
1. Проблема ценности языка. (В чём заключается ценность языка?)
2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?)

Авторская позиция
1. Вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком: с помощью языка человек пишет, говорит, думает.
2. Язык народа является показателем его культуры: язык хранит память о тысячелетнем существовании письменности, литературы.


Вариант 35
(1) Как человек появляется на свет, как он растёт в первые свои годы, как становится человеком - ему самому не ведомо.

Проблема
Проблема роли памяти в жизни человека. (Какова роль памяти в жизни человека, в чём ценность памяти?)

Авторская позиция
Ценность памяти в том, что она связывает человека с его прошлым. Именно из воспоминаний, прежде всего детских, состоит человеческая личность.


Вариант 36
(1) Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет...

Проблема
1. Проблема отношения к учёбе, к науке. (Как нужно относиться к учёбе, к науке?)
2. Проблема выбора профессии, своего жизненного пути. (Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?)

Авторская позиция
1. Те, кто занимается учёбой, наукой, должны проявлять интерес к занятиям, быть более самостоятельными, ответственными, творчески подходить к написанию научных работ.
2. Человек должен самостоятельно, очень ответственно подходить к выбору своей профессии, своего жизненного пути, чтобы не заниматься всю оставшуюся жизнь делом, которое не любит.
Просмотров: 74355 | 26 июля 2017
Новости сайта Сочинение11.рф
Русский язык ← Задание 4
В каком из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?



Математика ← Смеси и сплавы
Сплав весит 3кг и состоит из железа и никеля, причем масса никеля составляет 20% от массы железа. Сколько кг железа в сплаве?



До ЕГЭ 2018 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2017. «4ЕГЭ»