5 сентября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
ВПР глазами учителя - проблема объективности оценивания
“ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования. В апреле-мае 2019 года в ВПР участвовали несколько миллионов школьников и десятки тысяч школ. Организация ВПР предусматривает единое для все страны расписание их проведения, использование заданий, разработанных на федеральном уровне в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а также использование единых критериев оценивания. Задания ВПР разрабатываются лучшими специалистами с учетом российского и мирового опыта…”
Но почему не учитываются разные УМК по предмету?
По одним учебно-методическим комплексам или давайте говорить – учебникам, обучение биологии начинается с экосистемных закономерностей, по другим учебникам, например, УМК «Сферы», изучение биологии начинается изучение клеточного и тканевого строения организмов.
“Около 2,5 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) 2019 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов... “
Для меня как учителя биологии совершенно очевидно откуда взялась эта необъективность и я попробую сейчас это объяснить на примерах.
И уже в первом вопросе ВПР проявляется проблема.
Учащихся просят выделить из списка органов растения орган, выполняющий функцию полового размножения. Но с половым размножением растений учащиеся познакомятся только во втором полугодии шестого класса. Могут ли ответы на этот вопрос дать объективную оценку уровня знаний пятиклассников?
Второй вопрос демоверсии – нужно из предложенного списка, выбрать процесс жизнедеятельности растения.
И опять вопрос из курса 6 класса. Понятие процессов жизнедеятельности организма для пятиклассника абсолютно абстрактно и ориентируются они в этом перечне интуитивно, то есть угадывая ответ.
Третий вопрос просит определить тип жилкования листа.
Опять материал шестого класса.
Четвёртый вопрос порадует даже взрослых.
Представьте себе форму хвоста собаки крючковидной и серповидной формы. Можете отличить? Вот и пятиклассник разницы не видит.
Седьмой вопрос предлагает пятиклассникам выделить признаки класса Млекопитающих, напоминаю дети изучили только строение клетки и виды тканей. Признаки классов царства Животные изучаются во втором полугодии седьмого класса.
В восьмом вопросе одна из позиций - какой покров тела у Волка?
Уважаемые взрослые! Покров или чем покрыто тело волка – для пятиклассника - разные вещи. Покров бывает тёплым, пушистым, дети могут даже написать слово «кожа». Но от них хотят в ответе именно цвет шерсти.
Ну а вопросы на определение профессий вообще шедевральны.
В демоверсии у цветущего растения сидит женщина на корточках. Профессию дети уверенно называют – дачница! В версиях, представленных вовремя Всероссийской проверочной работы, детям предложили узнать учителя биологии в мужчине, который стоит рядом с детьми, смотрящими на скелет млекопитающего.
Дорогие взрослые! Пятиклассник на рисунке в первую очередь видит скелет. И профессия палеонтолога и археолога для пятиклассника равноценны. Это люди, работающие на раскопках.
“В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету…”
И сразу вопрос к составителям, вопрос «Из каких частей растения делают чай?» Наиболее значимый и изучается на уроках биологии в пятом классе в разделах «Клетка» или «Ткани»?
И самое главное - проблема объективности оценивания.
Действительно, авторы Всероссийской проверочной работы заложили возможность для учителя отметить в комментариях вопросы, которые не изучались по конкретному УМК. Но в таблице оценивания это не учитывается. И если ребёнок не ответил на вопросы неизученные им на уроках биологии он получает маленькое количество баллов, которое никак не коррелируется с оценкой, которую имеет ребёнок по предмету за четверть.
Конечно, появляются основания заподозрить учителя в неправильном оценивании (почему-то предметной составляющей). Хотя сам ВПР отслеживает не знание конкретного учебного материала, а общие биологические понятия и представления.
Серебреникова Галина Витальевна,
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10212
Но почему не учитываются разные УМК по предмету?
По одним учебно-методическим комплексам или давайте говорить – учебникам, обучение биологии начинается с экосистемных закономерностей, по другим учебникам, например, УМК «Сферы», изучение биологии начинается изучение клеточного и тканевого строения организмов.
“Около 2,5 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) 2019 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов... “
Для меня как учителя биологии совершенно очевидно откуда взялась эта необъективность и я попробую сейчас это объяснить на примерах.
И уже в первом вопросе ВПР проявляется проблема.
Учащихся просят выделить из списка органов растения орган, выполняющий функцию полового размножения. Но с половым размножением растений учащиеся познакомятся только во втором полугодии шестого класса. Могут ли ответы на этот вопрос дать объективную оценку уровня знаний пятиклассников?
Второй вопрос демоверсии – нужно из предложенного списка, выбрать процесс жизнедеятельности растения.
И опять вопрос из курса 6 класса. Понятие процессов жизнедеятельности организма для пятиклассника абсолютно абстрактно и ориентируются они в этом перечне интуитивно, то есть угадывая ответ.
Третий вопрос просит определить тип жилкования листа.
Опять материал шестого класса.
Четвёртый вопрос порадует даже взрослых.
Представьте себе форму хвоста собаки крючковидной и серповидной формы. Можете отличить? Вот и пятиклассник разницы не видит.
Седьмой вопрос предлагает пятиклассникам выделить признаки класса Млекопитающих, напоминаю дети изучили только строение клетки и виды тканей. Признаки классов царства Животные изучаются во втором полугодии седьмого класса.
В восьмом вопросе одна из позиций - какой покров тела у Волка?
Уважаемые взрослые! Покров или чем покрыто тело волка – для пятиклассника - разные вещи. Покров бывает тёплым, пушистым, дети могут даже написать слово «кожа». Но от них хотят в ответе именно цвет шерсти.
Ну а вопросы на определение профессий вообще шедевральны.
В демоверсии у цветущего растения сидит женщина на корточках. Профессию дети уверенно называют – дачница! В версиях, представленных вовремя Всероссийской проверочной работы, детям предложили узнать учителя биологии в мужчине, который стоит рядом с детьми, смотрящими на скелет млекопитающего.
Дорогие взрослые! Пятиклассник на рисунке в первую очередь видит скелет. И профессия палеонтолога и археолога для пятиклассника равноценны. Это люди, работающие на раскопках.
“В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету…”
И сразу вопрос к составителям, вопрос «Из каких частей растения делают чай?» Наиболее значимый и изучается на уроках биологии в пятом классе в разделах «Клетка» или «Ткани»?
И самое главное - проблема объективности оценивания.
Действительно, авторы Всероссийской проверочной работы заложили возможность для учителя отметить в комментариях вопросы, которые не изучались по конкретному УМК. Но в таблице оценивания это не учитывается. И если ребёнок не ответил на вопросы неизученные им на уроках биологии он получает маленькое количество баллов, которое никак не коррелируется с оценкой, которую имеет ребёнок по предмету за четверть.
Конечно, появляются основания заподозрить учителя в неправильном оценивании (почему-то предметной составляющей). Хотя сам ВПР отслеживает не знание конкретного учебного материала, а общие биологические понятия и представления.
Серебреникова Галина Витальевна,
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10212