Демоверсии ВПР-2020 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 11 класс

ВПР глазами учителя - проблема объективности оценивания

“ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования. В апреле-мае 2019 года в ВПР участвовали несколько миллионов школьников и десятки тысяч школ. Организация ВПР предусматривает единое для все страны расписание их проведения, использование заданий, разработанных на федеральном уровне в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а также использование единых критериев оценивания. Задания ВПР разрабатываются лучшими специалистами с учетом российского и мирового опыта…”

Но почему не учитываются разные УМК по предмету?

По одним учебно-методическим комплексам или давайте говорить – учебникам, обучение биологии начинается с экосистемных закономерностей, по другим учебникам, например, УМК «Сферы», изучение биологии начинается изучение клеточного и тканевого строения организмов.

“Около 2,5 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) 2019 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов... “

Для меня как учителя биологии совершенно очевидно откуда взялась эта необъективность и я попробую сейчас это объяснить на примерах.

И уже в первом вопросе ВПР проявляется проблема.

Учащихся просят выделить из списка органов растения орган, выполняющий функцию полового размножения. Но с половым размножением растений учащиеся познакомятся только во втором полугодии шестого класса. Могут ли ответы на этот вопрос дать объективную оценку уровня знаний пятиклассников?

Второй вопрос демоверсии – нужно из предложенного списка, выбрать процесс жизнедеятельности растения.

И опять вопрос из курса 6 класса. Понятие процессов жизнедеятельности организма для пятиклассника абсолютно абстрактно и ориентируются они в этом перечне интуитивно, то есть угадывая ответ.

Третий вопрос просит определить тип жилкования листа.

Опять материал шестого класса.

Четвёртый вопрос порадует даже взрослых.

Представьте себе форму хвоста собаки крючковидной и серповидной формы. Можете отличить? Вот и пятиклассник разницы не видит.

Седьмой вопрос предлагает пятиклассникам выделить признаки класса Млекопитающих, напоминаю дети изучили только строение клетки и виды тканей. Признаки классов царства Животные изучаются во втором полугодии седьмого класса.

В восьмом вопросе одна из позиций - какой покров тела у Волка?

Уважаемые взрослые! Покров или чем покрыто тело волка – для пятиклассника - разные вещи. Покров бывает тёплым, пушистым, дети могут даже написать слово «кожа». Но от них хотят в ответе именно цвет шерсти.

Ну а вопросы на определение профессий вообще шедевральны.

В демоверсии у цветущего растения сидит женщина на корточках. Профессию дети уверенно называют – дачница! В версиях, представленных вовремя Всероссийской проверочной работы, детям предложили узнать учителя биологии в мужчине, который стоит рядом с детьми, смотрящими на скелет млекопитающего.

Дорогие взрослые! Пятиклассник на рисунке в первую очередь видит скелет. И профессия палеонтолога и археолога для пятиклассника равноценны. Это люди, работающие на раскопках.

“В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету…”

И сразу вопрос к составителям, вопрос «Из каких частей растения делают чай?» Наиболее значимый и изучается на уроках биологии в пятом классе в разделах «Клетка» или «Ткани»?

И самое главное - проблема объективности оценивания.

Действительно, авторы Всероссийской проверочной работы заложили возможность для учителя отметить в комментариях вопросы, которые не изучались по конкретному УМК. Но в таблице оценивания это не учитывается. И если ребёнок не ответил на вопросы неизученные им на уроках биологии он получает маленькое количество баллов, которое никак не коррелируется с оценкой, которую имеет ребёнок по предмету за четверть.

Конечно, появляются основания заподозрить учителя в неправильном оценивании (почему-то предметной составляющей). Хотя сам ВПР отслеживает не знание конкретного учебного материала, а общие биологические понятия и представления.


Серебреникова Галина Витальевна,
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10212
5 сентября 2019
Новости сайта 4ВПР
Математика ← Задание 13
Бронза – сплав меди и олова. В древности из бронзы отливали колокола, если в ней содержалось 75% меди. К куску бронзы 500кг и содержащему 72% добавили некоторое количество бронзы, содержащей 80% меди и получили бронзу, необходимую для изготовления колокола. Определите сколько добавили 80% бронзы.



Математика ← Задание 12
Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Сколько составляет объём большего конуса, если объём меньшего конуса составляет 71?



До ЕГЭ 2020 осталось

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2020. «4ЕГЭ»