18 декабря 2012
В закладки
Обсудить
Жалоба
Возможные трудности в задании А9
1. Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.
Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.
Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.
Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:
Я устал и прилёг отдохнуть.— союз связывает однородные сказуемые;
Я устал, и мне захотелось отдохнуть.— союз связывает части сложносочинённого предложения.
Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:
Я опоздала, потому что забыла дома часы.
Я очень торопилась, но всё равно опоздала.
2. С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.
Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Многие газы, например водород, легче воздуха.
Кажется, его зовут Иваном.
Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.
Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы — это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:
Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.
3. Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).
Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.
В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ.
Например:
Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.
Основа первой части: он изучил и занялся.
Основа второй части: что было известно.
Следовательно, в сложном предложении две части.
4. Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.
Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.
Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.
В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) — сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.
Смотрите также: теория по русскому языку к ЕГЭ от A1 до C1.
Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.
Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.
Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:
Я устал и прилёг отдохнуть.— союз связывает однородные сказуемые;
Я устал, и мне захотелось отдохнуть.— союз связывает части сложносочинённого предложения.
Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:
Я опоздала, потому что забыла дома часы.
Я очень торопилась, но всё равно опоздала.
2. С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.
Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Многие газы, например водород, легче воздуха.
Кажется, его зовут Иваном.
Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.
Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы — это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:
Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.
3. Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).
Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.
В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ.
Например:
Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.
Основа первой части: он изучил и занялся.
Основа второй части: что было известно.
Следовательно, в сложном предложении две части.
4. Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.
Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.
Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.
В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) — сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.
Смотрите также: теория по русскому языку к ЕГЭ от A1 до C1.