Обществознание Пробники | Видеоуроки | Демоверсия
+1
27 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Проблемные темы ЕГЭ по обществознанию

Обществознание
Участники ЕГЭ 2021 г. испытали затруднения при выполнении заданий: базового и повышенного уровня сложности по темам «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса»; «Избирательные системы»; высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс».

Как и в предыдущие годы, экзамен 2021 г. показал очевидные проблемы в освоении выпускниками 11 классов социальных ролей, связанных с активным участием в экономической жизни общества (ролей в трудовой сфере, потребителя, налогоплательщика и др.). Как будущие активные участники экономической жизни участники ЕГЭ 2021 г. по обществознанию продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции). Затруднения вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2021 г. (как и участников ЕГЭ 2020 г.) налоги – транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц.

Наиболее сложная ситуация наблюдается с освоением роли гражданина Российской Федерации. Почти четверть выпускников 11 класса не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство. Многие экзаменуемые не понимают смысла п. 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» и п. 4 ст. 43: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Более трети участников ЕГЭ, выполнявших соответствующие задания, даже не знает о таких конституционных обязанностях гражданина России.

Следует также отметить непонимание принципов организации государственной власти в Российской Федерации (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Экзамен 2021 г., как и экзамены предыдущих лет, показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов Российской Федерации, затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом Российской Федерации. Самая распространенная ошибка участников ЕГЭ при выполнении подобных заданий связана с тем, что они не различают назначение и функции законодательной и исполнительной властей. Как и в 2016–2020 гг., в 2021 г. наблюдается путаница в представлениях экзаменуемых о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации.

Участники ЕГЭ также демонстрируют проблемы с пониманием смысла понятий «политическая система общества», «избирательная система», «политическое лидерство».

Кроме того, участники ЕГЭ 2021 г. плохо различают административные наказания, дисциплинарные взыскания и способы защиты гражданских прав, наказания за преступления и меры пресечения. По-прежнему, самая распространенная ошибка связана с указанием штрафа и предупреждения как видов дисциплинарных взысканий, лишения свободы как административного наказания, домашнего ареста как уголовного наказания.


Источник: Методические рекомендации для учителей от ФИПИ
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.