0
22 июня 2012
В закладки
Обсудить
Жалоба
Материал 16+

Трудный выбор абитуриента

Новости вузов
Трудный выбор абитуриентаСтоит ли абитуриентам спешить занять бюджетные места в любом высшем учебном заведении, куда их возьмут по ЕГЭ? Что хуже: потеря года или неподходящая для тебя специальность?


Эксперты советуют выпускникам и их родственникам перед принятием решения взвесить свои мотивы еще раз, учитывая, что само понятие "специальность" сегодня претерпевает изменения.

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок выбрал свою будущую профессию задолго до поступления в институт, прислушиваясь к зову сердца. Идеальный ребенок задолго до поступления в вуз увлеченно читает книги по любимому предмету, ходит в кружки, участвует в олимпиадах и без особых усилий поступает на выбранную специальность в самый лучший вуз. После успешного окончания учебы его ждет устойчивая карьера по специальности, много денег, "весь мир и коньки впридачу".

На практике такое случается редко. Одним школьникам невдомек, чем они хотят в жизни заниматься, и они выбирают институт наугад. Другие недобирают баллов ЕГЭ в вуз своей мечты и идут "лишь бы куда, но на бюджетное место". Третьи успешно поступают в вуз мечты своих родителей и пытаются соответствовать их ожиданиям.

К чему это приводит? Вариантов немного. Самый оптимистический подчиняется формуле "стерпится-слюбится". Выпускник вуза охотно приступает к работе по специальности, и она открывается для него с лучшей стороны. Но это бывает не так уж часто.

Чаще – по-другому. После получения диплома значительная часть выпускников решительно расстается с приобретенной специальностью. Против такого сценария активно протестует государство, которое несет крайне неэффективные расходы на образование.

Наконец, есть еще одна часть молодых специалистов. Они, согласно диплому, занимаются не своим делом, испытывая хронический душевный дискомфорт, но утешая себя верой в то, что ни одно другое занятие не спасет их от голодной смерти. Издержки такого подхода несут они сами. Ведь даже отсутствие высшего образования приносит человеку меньше вреда, чем нелюбимая профессия.

Вряд ли глубоко несчастный клерк в банке – намного лучше, чем глубоко счастливый столяр-краснодеревщик, который к тому же зарабатывает до 150-200 тысяч рублей в месяц, отметил врач-психотерапевт Константин Ольховой.

"Я призываю родителей не делать жупела из отсутствия высшего образования, – рассказал от РИА Новости. – Я призываю всех выпускников подумать, так ли уж они хотят поступать абы куда, вместо того, чтобы идти туда, куда им хочется, и самим выбирать свой путь".


Так ли страшно "потерять год"

Что же делать абитуриентам, у которых желания не совпали с возможностями? Лучше не торопиться и пропустить год, советуют специалисты.

По Конституции образование дается гражданину, в первую очередь, для удовлетворения потребностей личности, рассказал РИА Новости профессор МГТУ им. Баумана Борис Виноградов.

"У 17-18-летнего выпускника школы потребности в образовании уже должны быть четко сформированы, – отметил он. – Если это не так – пусть лучше не спешит: послужит в армии, получит рабочую профессию. Высшее образование от него не уйдет. Поступать лишь бы куда не надо".


Эту точку зрения разделяет и Константин Ольховой. По его мнению, взяв паузу на год, абитуриент может спокойно подготовиться и пересдать ЕГЭ, обеспечив себе большую свободу выбора вуза. Кроме того, врач советует выпускникам на это время устроиться на работу, чтобы лучше определиться с будущей профессией. Тем более что собственный источник заработка поможет абитуриенту меньше зависеть от необходимости искать бюджетное место.

Существует распространенное мнение, что на некоторые специальности молодых людей сразу после школы вообще принимать не стоит, поскольку человек должен сначала какое-то время проработать в той или иной отрасли и решить, подходит ли она ему, а он – ей.

"Этот подход применялся около 20 лет назад в медицине, когда мединституты не принимали выпускников средней школы, – рассказал Константин Ольховой. – Желающий поступить должен был получить среднее медицинское образование в училище либо год отработать санитаром. Это не только не уменьшило конкурс, но и сильно повысило уровень многих абитуриентов".

Профессия на всю жизнь или способ "поставить мышление"?

Традиционная система высшего образования подразумевает, что выпускник вуза должен работать по специальности, а та, в свою очередь, должна отвечать запросам рынка труда.

"Специалист должен быть востребован отечеством, иначе у него возникает озлобленность от ненужности, либо он начинает искать счастья за рубежом. Я считаю, что и то и другое – не самый лучший вариант", – подчеркнул Борис Виноградов.


Как бы то ни было, огромное количество выпускников вузов, забывающих о только что полученной профессии, подталкивает специалистов к вопросу: а что это такое – "работа по специальности"? Должна ли система высшего образования в рамках бакалавриата готовить людей к работе по определенной специальности с определенным набором навыков?

Ответ сегодня не так очевиден, рассказал директор Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Виктор Вахштайн.

"Во многих западных странах сегодня сформировалась идеология "life-long learning" – "образование в течение всей жизни". Она предполагает, что человек в принципе не будет больше трех лет работать по какой бы то ни было специальности. Кроме того он не обязан работать по специальности, которую он получает в вузе", – пояснил РИА Новости Вахштайн.


Эта идеология обоснована самой динамикой современного рынка труда. Узкий специалист может столкнуться с тем, что его знания устарели к моменту окончания вуза, и ему придется переучиваться на рабочем месте. В лучшем положении оказываются люди с широкими компетенциями. И задача бакалавриата – дать им эти навыки, а специализацию оставить на потом.

У такого подхода есть много противников, которые отвечают за эффективность расходов государства на образование. По их мнению, нерационально тратить порядка 40 тысяч долларов за обучение выпускника Химического факультета МГУ, который потом работает топ-менеджером в химической компании и говорит, что образование "поставило ему мышление". "Нельзя ли ставить мышление как-нибудь подешевле?" – спрашивают они.

"Напротив, идеология непрерывного образования исходит из того, что четыре года бакалавриата и есть тот период, когда студентам "ставят мышление", и он по определению не должен задавать его профессиональную траекторию. Сегодня фактически дело обстоит именно так", – пояснил Виктор Вахштайн.

Безусловно, новая идеология порождает вопрос о том, какие расходы с этим подходом понесет государство, и ответ на него еще предстоит найти, подчеркнул ученый.

Анна Курская,
обозреватель РИА Новости.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.

  1. 0
    Скажите это моим родителям(((. А какой резон поступать на интересную мне профессию, если работы я все равно не найду?