0
15 августа 2013
В закладки
Обсудить
Жалоба

Новый глава Рособрнадзора намерен повысить доверие к ЕГЭ

Общие материалы
Новый глава Рособрнадзора намерен повысить доверие к ЕГЭ"Нейтральная фигура", "с задатками реформатора", "очень хорошо знает технологию ЕГЭ" — так эксперты охарактеризовали нового руководителя Рособрнадзора. После официального вступления в должность Сергей Кравцов рассказал в интервью РИА Новости о планах работы ведомства.


- Сергей Сергеевич, как только появилась информация о вашем назначении, в СМИ было высказано мнение, что на эту должность нужен человек из силовых структур, что, если ужесточить наказания за злоупотребления на ЕГЭ, проблем не будет. Вы готовы к работе в таком амплуа?

— На мой взгляд, одними наказаниями проблему не решить, и свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы направить силы на совершенствование системы.

У всех, кто имеет отношение к ЕГЭ, должно сформироваться общее понимание, что если мы, "закрывая глаза" на нарушения, позволяем детям списывать, "помогаем" им на экзамене, то провоцируем очень многих вместо того, чтобы нормально учиться, рассчитывать на эту "помощь", на поиск ответов в интернете.


Контрольно-измерительные материалы соответствуют школьным программам: учись, сдавай ЕГЭ, поступай в вуз! И наша задача — повысить доверие к результатам ЕГЭ, к процедуре его проведения. Ведь единый государственный экзамен уже многое изменил в нашей жизни — сегодня каждый выпускник школы, если он хорошо знает предмет, может его честно сдать, получить соответствующий результат и поступить в выбранный вуз страны.

- В этом году кампания по проведению ЕГЭ оказалась едва ли не самой тяжелой за прошедшие годы — по масштабу утечек побиты все рекорды. Что планируете делать, чтобы подобное не повторилось?

— Будут приняты существенные меры по совершенствованию технологии проведения ЕГЭ, обеспечению информационной безопасности. Комплекс этих мер сейчас дорабатывается с учетом рекомендаций экспертов, в том числе Общественной палаты, в ближайшее время будем говорить о нем подробнее.

Спектр возможных решений очень широк, пока могу обозначить лишь некоторые из них. Например, необходимо создать институт федеральных наблюдателей, которых мы будем направлять в некоторые пункты проведения ЕГЭ. Особое внимание — к тем из них, где возникали проблемы в этом году, и к пунктам в труднодоступных районах. Планируется внедрение процедуры аккредитации пунктов, установка там видеокамер. Думаю, в некоторых регионах число пунктов необоснованно увеличено, что снижает уровень информационной безопасности ЕГЭ в целом. Но надо иметь в виду, что всех деталей новшеств, касающихся безопасности экзамена, мы раскрыть не можем.

Что касается утечек до экзамена части вариантов "боевых" КИМов в этом году, то соответствующие органы продолжают вести работу, о результатах которой пока рано говорить, и мы продолжим разбираться, по чьей вине это произошло. Одно могу сказать точно: виновные будут наказаны.

- После вашего назначения появилась информация о плагиате в вашей докторской диссертации. Как вы это прокомментируете?

— Ради интереса я сам попросил проверить свою диссертацию в системе "Антиплагиат". Есть заимствования, но из моей диссертации — в работах, авторы которых защитились позднее. По-другому и быть не могло.

- Давно вы занимаетесь наукой?

С момента поступления в аспирантуру в 1996 году, затем через год меня пригласили на работу в Российскую академию образования, докторскую защитил в 2007 году. Она посвящена профильному обучению — в то время новому проекту, которым я занимался с 2002 года. В 2004 году появился Базисный школьный учебный план — взамен учебного плана 1998 года, — который впервые без перегрузки для детей предусматривал возможность обучения в старших классах по определенным профилями и введение в девятом классе предпрофильной подготовки. А в 2006 году ушел из жизни фактически автор и идеолог проекта Анатолий Аркадьевич Пинский, и был риск, что все наработки, полученные к тому времени, будут утеряны. В диссертации они собраны и обобщены.

Коллеги по научному миру рекомендуют подавать в суд, но я воздерживаюсь. Сейчас много другой работы.

- Тогда в продолжение первого вопроса. Рособрнадзор занимается не только проведением ЕГЭ. Какие еще задачи стоят перед ведомством?

— Главная задача — контроль за обеспечением конституционных прав граждан на образование. Рособрнадзор должен оперативно выявлять нарушения этих прав и их устранять. Это касается любых уровней образования, а также защиты детства — в перечень наших полномочий входит надзор за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это одно из ключевых направлений.

В каждом регионе есть подразделения органов управления образованием или отдельные службы, которым мы передали федеральные полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области образования. Но нередко бывает так, что на местах люди не могут добиться помощи, и они вынуждены обращаться на федеральный уровень. Мы будем детально анализировать обращения граждан, которые приходят в Рособрнадзор. Если увидим, что регион не справляется с решением какого-то вопроса, при необходимости будем оперативно выезжать на место и разбираться в причинах этого. Люди должны получать обратную связь, должны знать, что если они не сумели найти правду на региональном уровне, то им поможет федеральная власть.

- Слово "Рособрнадзор" ассоциируется со всевозможными проверками, им пугают не только школьников, списывающих на ЕГЭ, но и ректоров, директоров школ. Им чего ждать?

— Мы не собираемся никого пугать. Надо просто понимать, что важно работать, не нарушая действующего законодательства. У Рособрнадзора есть функция контроля и надзора за работой образовательных учреждений, региональных и муниципальных систем образования. Но целью контрольных и надзорных мероприятий не должны быть только "грозные" предписания.

Например, если комиссия проверяет школу, то ее задача — не просто указать, что в этой школе плохо, но и подсказать, что нужно сделать, чтобы стало хорошо. Не только порицать и наказывать, а способствовать развитию. В состав школьных инспекций должны входить лучшие директора школ, которые добились результатов в своей работе и действительно могут дать коллегам разумные советы. Такие проверки могут проводиться не только раз в пять лет, а по мере необходимости — в зависимости от того, в каком состоянии находится образовательное учреждение и в какой мере выполняются рекомендации по совершенствованию его деятельности. Здесь важна самооценка школы — насколько она совпадает с оценкой проверяющих органов.

- А если говорить о вузах? Сейчас начинается второй общероссийский мониторинг, все ждут его результатов. Почему получается так, что признаки неэффективности обнаруживаются у вузов, которым Рособрнадзор дал государственную аккредитацию?

— Аккредитационные процедуры и мониторинг пока что проходят как бы в разных плоскостях — их нужно синхронизировать, и это еще одна задача, которую мы будем решать. Для этого появляются новые возможности — в соответствии с новым законом "Об образовании", мы переходим от аккредитации учреждений к аккредитации программ.

Рособрнадзор будет опираться на различные механизмы контроля качества образования, в том числе общественную и профессионально-общественную аккредитацию программ — две новые разновидности аккредитации, появившиеся в законе "Об образовании". Речь идет об общественном признании и аккредитации, которую проводят профессиональные сообщества, прежде всего сообщества работодателей. С ними мы планируем тесно сотрудничать.

- Как вы планируете выстраивать работу с журналистами?

— Будем общаться. Все наши шаги мы планируем детально разъяснять и профессиональной, и широкой общественности. Рособрнадзор будет максимально открытой структурой.

Борис Старцев,
РИА Новости.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses