Сельский учитель: единый госэкзамен - это элементарное отупление учеников

В конце мая во всех школах страны прозвенит Последний звонок. Накануне Корреспондент «АиФ» поговорил с обычным сельским учителем информатики и физики Алексеем Пилипуком.


Вот уже 23 года Пилипук преподаёт в Леушинской средней школе (Кондинский район Тюменской области). У него нет громких званий и регалий, но даже последний двоечник, который у него когда-либо учился, искренне вам скажет, что Пилипук - учитель от бога.

Конец идеалам?

Сергей Грачёв, «АиФ»: Алексей Дмитриевич, социологи и эксперты от педагогики говорят сегодня о том, что отношение молодого поколения к учёбе, к выбору будущей профессии за последние 20 лет кардинально изменилось. В этом плане сельские ученики как-то отличаются от городских?

Алексей Пилипук: И да, и нет. По многим критериям, в том числе по доступности знаний, разница между городом и деревней резко сокращается. Так что если есть желание - в деревне тоже можно получить качественное образование. Тот же самый Интернет позволяет слушать потрясающие лекции, «ходить» в столичные библио­теки. Но проблема в том, что желание получать знания, мотивация, способность мыслить самостоятельно, критически катастрофически упали. Причин этому я вижу несколько. Одна из них - в 90-е годы произошёл не только слом направления развития страны, но и в первую очередь слом сознания. Сегодня мы учим детей тех россиян, кто как личности формировался в 90-е. В условиях кардинальной смены мировоззрения получилось так, что подавляющее число родителей нынешних школьников лишились всяческих идеалов, что не могло не передаться этому поколению. Человек по сути своей существо одновременно и идеалистическое, и социальное. Мы же сегодня живём в обществе, в котором идеалов просто нет. Всё свелось к желанию получать лёгкие деньги, не владея при этом ни знаниями, ни профессией.


- Но получить высшее образование по-прежнему считается престижным, как это было в советские годы, или и тут ситуация изменилась?

- Лет 20-30-40 назад вузов было немного, поступить в любой из них было престижно. Тогда пробивались дейст­вительно сильные головы. А сейчас учебных заведений масса, и своим уровнем и качеством они катастрофически подорвали и престиж высшего образования, и отношение к знаниям в целом. Когда я вижу длинное название института, начинающееся со слова, например, «международный», - мне всё становится ясно… А ребятишки прекрасно осознают, что за родительские деньги, практически не учась, они могут получить любые «корочки». В итоге складываются парадоксальные ситуации: дипломированных юристов, экономистов и менеджеров у нас сегодня пруд пруди. При этом людей, которые действительно знают экономику, менеджмент и юриспруденцию, - единицы!


- А как же мечты, желание самореализоваться, сделать карьеру?! Сложно поверить, что в 17-20 лет всего этого нет…

- Поверить, может быть, сложно, но это правда. Очень мало кто из представителей молодого поколения способен хотя бы в теории спланировать свою жизнь на полгода-год вперёд. Всё потому, что мы пошли по американскому пути развития и построили общество идеальных потребителей. Молодое поколение элементарно закормили. Они уже не стремятся где-то подработать во время обучения, как это делало большинство советских и постсоветских студентов. Они не хотят жить в общаге - квартиру им подавай. Они вытрясают с родителей крутые телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Попросту говоря, у ребятишек мозги заплывают жиром. И ладно бы только мозги… Сердца, нервные окончания - вот что самое страшное. И молодёжь, и общество в целом поразил вирус безразличия. 90% населения страны абсолютно инертны. Это всё настолько глубоко засело внутри, что разом эту ситуацию не исправить.

Лет 15-20 назад почти каждый выпускник представлял, кем он хочет стать. Сейчас спрашиваю: «Куда планируешь поступать?» Отвечают, как правило: «Не знаю… Куда родители посоветуют - туда и пойду». Это поколение не хочет самостоятельно решать, как устроить свою жизнь.


Учёба «на глаз»

- Может быть, свою негативную роль в этом играет система образования и назрела необходимость кардинально её реформировать?

- Система образования в идеале должна быть самой консервативной. А мы с конца 90-х постоянно её реформируем-реформируем. В итоге школьники не знают, кто победил во Второй мировой войне! А введение ЕГЭ?! Вам любой педагог подтвердит, что единый госэкзамен - это элементарное отупление учеников. Их натаскивают на решение тестов, в результате чего они, не думая, выбирают ответы, по их же выражению, «на глаз». А учителя в условиях этой же зареформированно­сти системы вместо творческой подготовки к уроку занимаются непонятной писаниной. То есть готовят не сам урок, а его письменный конспект, что занимает две трети времени. Вместо этого я бы, например, мог подобрать больше интересного материала, наглядных примеров, а не заполнять ненужные формуляры. Мы косо смотрим на американцев, но в том же образовании опять идём по их пути. А между тем Китай, например, взял на вооружение и советскую систему образования, здравоохранения, и плановую экономику, пусть и с элементами рыночной. Мы же от всего этого отказались. В итоге посмотрите, где сейчас Китай и где Россия.

- Есть мнение, что нынешний кризис может как-то поменять ситуацию и согнать жир с мозгов. Вы согласны?

- Нет, чтобы сошёл жир с умов и сердец молодого поколения, должно произойти нечто экстраординарное. Типа кризиса 90-х гг. или, не дай бог, война. Это страшно, но иначе никак. В повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть персонаж, который всё время жрал, пока не лопнул. Пока наше общество, включая молодёжь, не наестся до такой степени, что взорвётся от переедания, - ничего не изменится.

- Режиссёр Владимир Бортко продвигает законопроект, согласно которому учителей обяжут обращаться к ученикам на «вы» с первого класса. По его мнению, это важно с точки зрения воспитания самоуважения. Вы эту практику ввели для себя с первых дней преподавания. Чем руководствовались?

- Для меня это естественно, органично… Объясняю детям: «Вы уже взрослые люди, почему я должен вам «тыкать»?» А что касается идеи Бортко, то она прижилась бы в обществе, где есть самоуважение. Человек, который обращается, по сути, к чужому, пусть и совсем ещё молодому, человеку на «ты», не уважает ни себя, ни его. Это культура. А её общий уровень у нас в обществе также стремительно падает. Люди элементарно перестали читать. В нашей школе есть только один десятиклассник, с которым я могу поговорить о литературе. Остальные не просто не читают - у них мышление на уровне SMS. Соответственно, и общаются они между собой столь же короткими, примитивными фразами. Чтение развивает фантазию, а значит, способность творить. А если человек не творец, он не способен уважать труд другого. Он не знает и не понимает, чего этот труд стоит. Уважение насильно не насадишь.
Автор: Сергей Грачёв | Источник: aif.ru | Просмотров: 4231 | 23 мая 2015
Математика ← Задание 10
Найдите значение выражения



Обратная связь

© 2008-2017. «4ЕГЭ»
Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.