0
13 сентября 2013
В закладки
Обсудить
Жалоба

Я за ЕГЭ

Образование
Евгения Белочкина,
школьный учитель, с 11 годами стажа в гимназии.
Сайт mailbee.ru,


Вы можете кидать в меня помидорами и тухлыми яйцами, но я — ЗА ЕГЭ. Пусть подавляющее большинство общества и профессиональное сообщество, к которому я принадлежу, со мной и не согласится. У нас принято подхватить какую-то мысль, не особенно вникая, и везде её транслировать. А обоснование у вас есть для мысли? У меня – есть.

Противников ЕГЭ можно условно разделить на следующие группы:

1) Представители ВУЗов;
2) Профессиональное школьное сообщество;
3) Родители;
4) Обучающиеся;
5) Общество в целом

Мнение общества в целом, понятно, зависит от мнения категорий 1-4.

1) Можно много и красиво говорить о том, что ВУЗы заинтересованы в умных студентах, чтобы продвигать науку и прочее, а им сплошь подсовывают безграмотных выпускников с купленными 100 баллами, и умным абитуриентам дорога в ВУЗы закрыта. Есть такой момент — знакомые из престижного московского юридического вуза рассказывали, что абитуриенты из кавказских республик пачками к ним валят, именно с этими 100 баллами.

Но, во-первых, это проблема небольшого количества ВУЗов, во-вторых, учебное заведение вправе проводить собеседование или иную дополнительную форму вступительных испытаний, и нежелательных абитуриентов можно отсеять. И вообще, формы и методы бывают разные, вплоть до «числишься кандидатом в студенты до первой сессии, на которой ты должен подтвердить свои баллы».

На самом деле мотив многих преподавателей – обычная корысть. Много-много лет ВУЗ был кормушкой для руководства и ряда преподавателей. Места расписаны на годы вперед. Система репетиторства. А тут прикрыли лавочку… Когда у вас кусок хлеба изо рта вырывают, вы конечно будете возмущаться.

А ЕГЭ стал социальным лифтом для ребят из умных, но не слишком состоятельных семей. Не устаю рассказывать всем, как сын коллеги, очень умный парень, по баллам прошел на юрфак МГУ, СпбГУ, а нашего Воронежского университета — НЕТ. Потому что в МГУ и СпбГУ еще совесть есть, а в Воронеже — уже нет. Ну и зачем ему этот Воронеж? )

2) Профессиональное школьное сообщество тоже против. На то есть ряд причин, намного более широкий, чем у ВУЗов. Во-первых, по инерции: школа очень консервативна — абсолютно во всём.

Во-вторых, в связи с тем, что школы между собой сравнивают, в первую очередь по учебным показателям, более того, по показателям выпуска. И если раньше при проверке сочинения или контрольной работы по математике можно было ребенку помочь-подсказать, чтобы он получил нужную оценку, то теперь не поможешь. Но, кстати, и тут педагогическое сообщество находит лазейки – например, в нашем районе вышел негласный приказ детей на ЕГЭ по русскому и математике не прессинговать, и все, кому надо было, всё, что нужно было, списали. И по району показатели повыше, чем могли бы быть.

В-третьих, ЕГЭ — это больше ответственности. Раньше поступление в ВУЗ школу не касалось, а теперь — напрямую. Но и тут есть выход. Русский и математика — ещё куда ни шло, больше всего учебных часов выделяется именно на них, остальные предметы — это уже как получится. За 1 час в неделю физику, например, не выучишь — нанимайте репетитора.

Еще один важный аргумент против ЕГЭ: подготовка к экзамену требует простого натаскивания, и дети не учатся думать, как это было в советской школе. Хм, я совсем немного проучилась при СССР, но подавляющее большинство учителей, которые меня учили в 90-е — это советские кадры. И ничего гениального в их преподавании я не заметила, хотя и училась в приличных школах.

Мои родители, так же, как и я, вспоминают двух, трех, четырех учителей, которые были действительно педагогами и учителями, а не просто урокодателями (есть сейчас такой термин). А основные методы преподавания? «Откройте параграф …, читайте, через 10 минут я вас буду спрашивать». Проверка знаний – простое пересказывание прочитанного.

А с учётом руководящей роли коммунистической партии — о каком развитии мышления, например, в гуманитарных дисциплинах, идёт речь?

4) (третья будет позже) Школьники. Конечно, они против ЕГЭ, впрочем, как против вообще любых экзаменов, потому что в ВУЗ хочется, а стараться для этого – нет. Как, впрочем, и большинству наших сограждан – чего стоит только знаменитая фраза «где бы работать, чтобы не работать».

Для чего идти в ВУЗ – это уже отдельный вопрос. Но я, как налогоплательщик, не хочу, чтобы на мои налоги давали высшее образование человеку, который пишет с ошибками, а после ВУЗа все равно будет, например, экспедитором работать, кладовщиком или водителем. Я очень уважаю и экспедиторов, и водителей, и кладовщиков, но зачем им «вышка» - ума не приложу. У всех свои таланты. И ребенку с золотыми руками надо идти на рабочую специальность в техникум – он там станет профессионалом и себя найдет, до 9 класса как-нибудь дотянет, общими усилиями, но зачем ему мучиться 10-11 классы, а потом еще в ВУЗе 5 лет – совершенно непонятно.

3) Родители – про эту категорию многое уже было сказано выше. Я, как практикующий учитель, не то, чтобы не уважаю родителей, но часто грустно вздыхаю – они и близко не представляют, до чего невежественны и ленивы их отпрыски. Не родится банан от яблони. И если в семье не принято читать, то, с огромной долей вероятности, ребенок читать не будет. И так – во всём. Но родители ведь хотят лучшего для своих детей, поэтому – только ВУЗ. А тут – ЕГЭ какой-то, который и купить сложно, и сдать сложно – средненьким и слабоватеньким как умом, так и физически, нашим детям.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
  1. 0
    Мне очень не понравился тон автора статьи. Такое впечатление, что писал не взрослый человек, а неразумный подросток. И мысли, кстати очень несвежие ))). Сторонники ЕГЭ их часто приводят. Практически в каждом аргументе сквозит неуважение к людям, будь то родители или ученики, или коллеги. Может автору очень не повезло с преподавателями, я не знаю насколько гениальны её уроки, но думаю любимых преподавателей у каждого человека не более 3-4, какими бы они при этом не были.Кроме того надо помнить о том, что и сейчас, в большинстве своем работают все те ещё учителя, что работали и раньше.))))) Других то ведь нет!))))))Мне очень не нравится система ЕГЭ, я мама двух сыновей, один из которых сдавал ЕГЭ в числе самых первых учеников, а второй будет сдавать в этом году. Лучше за это время не стало, уверяю вас!В нашем регионе сдают ЕГЭ уже больше 10 лет, я преподаватель со стажем 24 лет и видела за это время очень разные варианты. Мои ученики сдают экзамены очень прилично, (тьфу, тьфу, тьфу пусть у них и дальше будет неплохо)так, что в этом плане мне обижаться не на что. Но вот аргументы, которые обычно приводят сторонники ЕГЭ мягко говоря не соответствуют истине. Нет репетиторства?! Побойтесь бога, куда оно делось! Расцвело махровым цветом!! Нет взяточничества и обмана?! не смешите меня! В таких масштабах его раньше не было! Раньше школы не оценивали по количеству поступивших? С чего вы это взяли?! Сейчас при подготовке не натаскивают??! Это при подготовке к тестам-то? Ещё как! А вот предметы по которым не надо сдавать экзамен, многие совсем забросили! А напрасно, уровень общего образования от этого резко падает, но я прекрасно понимаю, что стоит подготовиться к ЕГЭ и не виню учеников,хотя мне жаль, что они многое теряют. Ученики не любят ЕГЭ, так как не учат вообще? Не знаю, мои учат, а некоторые сидят за учебниками практически все своё время. Родители смотрят на детей сквозь "розовые очки"? Далеко не всегда, да и потом они их просто любят! Так это хорошо! Должны же родители их любить, причем на любых условиях! И ленивых и бестолковых тоже! Плюсы в ЕГЭ, конечно есть, но минусов намного больше, я назвала далеко не все, а самое печальное, что за это уже долгое время в лучшую сторону ничего не изменилось. Все отрицательные стороны ЕГЭ остались, и видимо останутся дальше. А автору статьи, я бы посоветовала быть добрее к людям, уважительнее к коллегам, особенно к тем, кто её учил, и строже к себе.
  2. 0
    Да, у ЕГЭ безусловно есть плюсы, если говорить о поступлении в ВУЗ, но вот в нашей стране нужно еще работать и работать для того, чтобы "настроить" эту систему. Да и коррупцию никто не отменял, "лжестобальников" все равно остается очень много. Одно дело, если они пойдут на юрфак или экономику (не страшно), а если в медицину? Это же "золотая жила" особенно стоматология. Кто потом ответит за здоровье людей. Да, Вы правы говоря о том, что это недочеты организации ЕГЭ, вот только напротив, регионы где оно проходит честно можно посчитать по пальцам. Везде и всегда существовали, существуют дети за которых кто-то уже замолвил словечко. Отменять ЕГЭ уже бесмысленно, остает только довести его проведение до автоматизма.
  3. 0
    И я ЗА ЕГЭ. Причем, я была "ярым" противником егэ ПОНАСЛЫШКЕ, до тех пор, пока не столкнулась вплотную с ним, НЕ ПРОЧИТАЛА варианты тестов по русскому языку. В результате пришла к выводу, что тесты - великолепные, вопросы абсолютно корректные и грамотные, позволяют проверить не только ВСЕ темы, пройденные в школе, но и уровни обученности по русскому языку; проверить так глубоко знания ученика при личном экзамене учителю - невозможно. Готовясь к ЕГЭ, у ученика есть возможность быстро определить те темы, в которых имеются пробелы и "подработать" их. Кроме того, оценка более объективная,чем при очном экзамене; егэ по русскому языку дает возможность проявить ученику как свои репродуктивные, так и творческие способности; и те, и другие ученики имеют возможность получить хорошую оценку.
    Егэ позволяет разгрузить детей - поскольку одновременно является и вступительным экзаменом (а продвинутые вузы пусть на здоровье делают дополнительные прфоильные экзамены по специальности). И уж, безусловно, ЕГЭ - это единственная реальная возможность поступить в престижные вузы школьникам из провинции и глубинки.
    Одним словом, все "минусы", о которых пишут противники егэ - я теперь это понимаю - это либо полная туфта - рассуждения человека, который в глаза егэ не видел, либо - вопросы возмутительного "воплощения", отсутствия контроля и т.п. - то есть это минусы НЕ единого экзамена, а того, как его организовывают отдельные регионы или учреждения.
    ЕГЭ - вещь отличная, нужно просто правильно организовывать систему проведения и анализа результатов.
  4. 0
    В принципе, мысли неплохие. Но вот, что касается поступления в ВУЗ, то все же в нашей стране поступают в основном по баллам. Проводить дополнительные испытания могут только ВУЗы с особым статусом.МГУ и СПбГУ. Остальные ВУЗы - только по определенным специальностям творческой направленности, будь то дизайн или журналистика. Так что, стобальники поступят. "Подтвердят свои стобальные результаты на первой сессии" - это вряд ли, по одной простой причине, на экзаменах в университете не будет чего-то, что было на ЕГЭ. Жизнь, а точнее учеба, скажем так, начинается с чистого листа. Можно забыть все свои предыдущие заслуги и начать работать с новыми силами. А насчет родителей и учеников правильно подмечено. Если нет желания учиться, то куда бы не поступил, все равно "выскочишь". А родителям нужно смотреть на своего ребенка не через "розовые очки", может быть по нему армия плачет.