0
13 сентября 2013
В закладки
Обсудить
Жалоба

О ЕГЭ по русскому: шепотом и во всеуслышание

Образование
О ЕГЭ по русскому: шепотом и во всеуслышаниеАвтор статьи: Ирина Зайцева. Город Омск.
Филолог, в версии некоторых «училка по русскому».

Другие публикации: на сайте superomsk.ru/blogs/

Сейчас принято ругать единое тестирование, тот самый ЕГЭ. Пусть забросают меня камнями коллеги, дети и родители, но ругать не буду. Если взглянуть на государственную аттестацию выпускников трезво, без эмоций и предпочтений, то положительного в такой форме экзамена можно найти достаточно много.

Тот факт, что это независимый экзамен и ни одна учительница, которая любит/ненавидит ученика, не сможет повлиять на результат, важен, особенно для тех, кто находится в конфликте с учителем. Независимая экспертиза дает возможность получить то, что ребенок заслужил на самом деле. Если кто-то думает, что учителя одинаково ровно относятся ко всем детям, то он заблуждается. К тому же детки нынче с готовностью конфликтуют.

Единообразие требований к уровню подготовки тоже очень хорошая вещь. Не нужно гадать, что требуется выучить, все известно заранее. И даже если школьная учительница не считает нужным готовить детей к экзамену, то можно выучить все самостоятельно или с репетитором. Если вы думаете, что я про учительницу пошутила, то вы ошиблись. Знаю массу случаев, когда завучи и учителя во всеуслышание заявляли о том, что готовить к экзамену школа не должна, задача школы – «выдать программу», а что взяли из выдачи – личное дело каждого. Так что подготовка к ЕГЭ – дело рук самих выпускников и их родителей. Правда, за такие утверждения надо увольнять с работы, но никто не жалуется, и никого не увольняют.

Есть еще один важный фактор: письменная форма экзамена для большинства детей подходит больше, чем устная. Бумаге отвечать психологически проще, нервное напряжение меньше.

При всем уважении к идее независимой экспертизы, не заметить недостатков сложившейся системы нельзя. И первый ее недостаток – цена. Четыре экзамена обходятся родителям в кругленькую сумму. ЕГЭ породил огромный теневой рынок репетиторства, никем не контролируемый. Репетиторством занимаются все: студенты, школьные учителя, преподаватели вузов. Учителя, занимаясь с собственными учениками, вступают в конфликт интересов, и делать этого не должны, но многие делают. В школе вообще старательно посылают детей к репетиторам, поскольку по результатам ЕГЭ оценивают работу учебного учреждения. Там знают точно: индивидуальная подготовка даст результат гораздо более высокий, нежели общая. И удобно опять же: виноватым, ежели чего, будет репетитор, свое недовольство родители выльют на него.

О втором недостатке будем говорить шепотом. Это возможность фальсификации результатов. Способов есть много. Самый распространенный – в ухе экзаменуемого микрогарнитура, учительница или репетитор на телефоне, а экзамен пишут под диктовку. До 2012 были социальные сети, но с ними теперь не связываются, скандал 2011 года многому научил (Прим. ЕГЭ портала). Самый надежный способ – покупка результатов, но это не для всех, тут нужно знать того, кто имеет доступ к базе документов и данных. В нашем городе проведением экзамена занимается РИАЦ. Летом того же 2011 руководитель этого замечательного учреждения имел неприятности по случаю замены бланков с ответами, об этом много тогда писали. Директора сняли, контора по-прежнему проводит экзамены, как основные, так и пробные.

Результаты ГИА по русскому языку фальсифицировать проще: на экзамене всего 4 варианта, учитель успевает решить все и дать детям прямо на экзамене готовые ответы. В первые годы было много случаев, когда пачками шли одинаковые изложения и сочинения части С2.1., явно написанные под диктовку. А что делать было бедным учительницам? Результаты нужны – выпустить половину класса с неудовлетворительной оценкой по русскому не позволит никто. Сейчас сложилась система подготовки, есть много вполне квалифицированных учителей и репетиторов, откровенной фальсификации уже не встретишь, стараются просто хорошо готовиться к экзамену.

Третий и самый главный недостаток – это леденящая душу атмосфера страха, созданная вокруг экзамена. Почему-то многим родителям и детям кажется, что баллы ЕГЭ решают все. Школа эту атмосферу старательно нагнетает: пусть лучше боятся, хоть что-то будут учить. У этой позиции достаточно оснований (многие на самом деле в школе ничего учить не хотят, к тому же подготовка требует значительных усилий, а о времени вообще умолчу), но на пользу она никому не идет. Чаще других в истерику впадают родители, дети делают это значительно реже, но бывает. Больше всего мне нравится такой мотив для усиленной подготовки: «Сдашь на 80/90/100 баллов – машину куплю». Очень мощный стимул между прочими, гораздо более эффективный, чем обучение на бюджете в престижном вузе. На самом деле все не так страшно, поскольку в материалах тестов не ничего такого, чего не в состоянии усвоить и воспроизвести человек с обычным уровнем способностей. Все это учат во всех школах, по всем программам, никаких отклонений от стандарта в тестах ЕГЭ нет. А вот здесь кроется четвертый недостаток.

Все дети и родители считают, что к ЕГЭ нужно готовиться в 11-м классе. Это глубокое заблуждение. За год можно освоить схему ЕГЭ, выучить весь курс русского языка, на который в школе положено пять лет, невозможно. Нужно всегда учить теорию и доводить ее знание до совершенства в упражнениях. Так что ученье – свет, а повторение – его мать, и никто этого не отменит, потому как это единственная схема освоения знаний, умений и навыков, прошу пардону – компетентностей в новой педагогической терминологии. Так что если ваш ребенок с трудом получает «три» за диктант, не верьте репетитору, который обещает 80-т баллов.

Чего ждать? А кто его знает? К ЕГЭ уже как-то адаптировались, научились готовить детей, психологически смирились с этой формой. Я боюсь одного – как бы не придумали в Министерстве образования чего-нибудь гениально нового. Они могут.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
  1. Сергей 92 26 октября 2012 15:38 | Цитировать | Ответить
    0
    ЕГЭ уже стал тем ,каким его задумывали
    все тесты уже переделали много раз и довели до ума
    долбанутый аргумент мол "можно ответы угадать "
    ну угадайте ..и на сколько баллов можно нарешать таким методом ?
    или "ЕГЭ отучает школьников думать"
    дайте этому человеку прорешать тест по русскому
    и пусть он ответит не думая
    для особо упертых там есть часть С , где школьнику приходится выдумывать длинную лапшу для экзаменаторов

    дойти до 11 класса и не знать ничего просто не получится.такие ученики обычно уходят после 9 класса и ЕГЭ их не волнует

    прелесть экзамена в том, что в нем содержится весь курс
    школьного предмета без воды и занудства

    просто школьника достают и отвлекают те предметы ,которые не входят в его выбранные для ЕГЭ
    и мешают ему сосредоточится на подготовке к экзамену