Насколько эффективно работают московские частные вузы

Лишь у 25% негосударственных вузов достаточно средств для нормальной работы, обнаружили «Ведомости», изучив московский рынок частного высшего образования. Что есть у остальных?



Вузы и история

«Старт росту негосударственных университетов был дан с принятием закона об образовании 1992 г. Тогда вуз мог открыть любой желающий, даже воспитатели детского сада могли себе это позволить», — вспоминает Владимир Зернов, глава Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ), совладелец и ректор Российского нового университета (его вуз занял 3-е место по выручке в 2012 г. среди частных московских образовательных холдингов — см. таблицу).



Чтобы получить лицензию, необходимо было написать устав некоммерческой организации, заключить договор аренды недвижимости и договоры с педагогами, подтвердить наличие необходимой учебно-методической литературы. Доказывать квалификацию руководителя вуза и преподавателей не требовалось. В итоге открытие вуза обходилось недорого. «Для старта было достаточно продать подержанный автомобиль», — объясняет Зернов. Получив аккредитацию в Министерстве образования, можно было выдавать выпускникам диплом государственного образца.

При этом спрос на образование еще 10 лет назад был колоссальный, говорит бывший председатель совета директоров банка «Пушкино», а ныне совладелец и ректор Московского университета им. С. Ю. Витте Александр Семенов (его вузы на 4-м месте по выручке в 2012 г.): в то время многие переучивались со ставших непопулярными технических специальностей на гуманитарные.

В итоге первые коммерческие вузы быстро окупались — их прибыль составляла до 50% от оборота, продолжает ректор и владелец Московского экономического института Игорь Сурат (соучредитель вузов, занявших 16-е место).

В итоге до середины 2000-х гг. в России ежегодно выдавалось по 20-50 лицензий на осуществление образовательной деятельности вузов, и около половины из них — в Московском регионе.

Но с качеством образования у многих частных вузов были проблемы, признает Семенов: «Вузы были разбросаны по школам, днем там учились школьники, а вечером в арендованных классах — студенты». «Были и те, кто приходил, чтобы заработать денег и исчезнуть», — соглашается Зернов. Фактически деятельность таких вузов сводилась к продаже дипломов, признают собеседники «Ведомостей».


Вузы и новые правила

Правила игры на рынке частного образования менялись.

Несколько лет назад были введены квалификационные требования к ректору частного вуза: опыт работы на руководящей должности в сфере высшего образования не менее двух лет, ученое звание не ниже доцента. «Правда, до доцента у нас доходят практически все желающие, соответственно, многие могут получить должность ректора», — признает Зернов.

Рособрнадзор ужесточил и лицензионные требования: были уточнены требования к помещению вуза — например, введен минимум площади на каждого учащегося. Поэтому в последние несколько лет у многих учебных заведений возникают проблемы с получением лицензий, продолжает Зернов.

При этом стоимость входа на рынок частного высшего образования сильно выросла. Зернов оценивает стартовые инвестиции в 20-30 млн руб. — для аренды помещений, оборудования, выплаты зарплаты, рекламы и т. д.

Сурат называет эту оценку «сильно заниженной». Чтобы открыть нормальный вуз, нужно иметь в собственности помещение площадью несколько тысяч квадратных метров, а в Москве такая недвижимость стоит миллионы долларов, объясняет он.

Ситуация со спросом тоже изменилась: из-за демографического провала в последние годы спрос на высшее образование упал.

Может быть, новые условия работы снизили количество фабрик дипломов? Кое-кто до сих пор работает в таком режиме, признает Зернов.


Вузы и наука

К декабрю 2012 г. в России насчитывалось 446 частных вузов и 661 их филиал. Государственных вузов в стране немногим больше — 506, а филиалов — 900. Правда, по количеству студентов последние вне конкуренции: по данным Минобрнауки, на 5 млн студентов в государственных вузах приходится 1 млн в частных.

В декабре 2012 г. Минобрнауки по просьбе АНВУЗ провело первый мониторинг эффективности частных вузов, проверив 70 учебных заведений и 97 их филиалов. (См.результаты последнего мониторинга.)

Вузы должны были соответствовать следующим показателям: средний балл по ЕГЭ принятых студентов — не ниже 60, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника — от 50 000 руб., доходы вуза на одного научно-педагогического работника — от 1,1 млн руб., общая площадь учебно-лабораторных зданий — не менее 11 кв. м на студента и др. Если четыре и более показателя оказывались ниже пороговых, вуз признавался неэффективным. В итоге министерство нашло «признаки неэффективности» в 77% проверенных частных вузов и в 55% филиалов. Ведомство оценивало эффективность научной работы преподавателей и студентов вузов. А можно ли оценить, способен ли вуз в принципе вести образовательную деятельность? Можно, уверяют эксперты.


Вузы и надежность

«В регламентирующих документах этого нет, но на практике вуз, обучающий менее 1500-2000 студентов, нерентабелен», — объясняет Зернов. По его расчетам, средняя стоимость обучения в частном вузе — $2000-3000 в год (более 70 000-105 000 руб.). Вузы, у которых годовой оборот менее 100-150 млн руб., скорее всего работают в минус. Планка безубыточности вузов — 100 млн руб., подтверждает Сурат. Иначе денег просто не хватит на покрытие всех расходов, соглашаются владельцы вузов.

Кроме того, у вуза должны быть ликвидные активы, позволяющие доучить до последнего курса студентов, принятых на 1-й курс, даже если все последующие годы не будет набора новых учащихся, продолжает Зернов. Такими активами, по его словам, можно считать недвижимость и вклады в банках. Получается, по грубой оценке, надежному вузу нужен эндаумент в 400 млн руб.

«Ведомости» изучили отчеты за 2012 г. 168 зарегистрированных в Москве частных вузов, чтобы определить, какие из них отвечают критериям надежности хотя бы по обороту.

Оказалось, что выручку более чем в 100 млн руб. получили только четверть учебных заведений, а у большинства остальных она колеблется от 10 млн до 20 млн руб в год.

За счет чего же выживают небольшие вузы? Конечно, у некоторых из них могут быть владельцы-меценаты. Но владельцы других могут экономить на качестве обучения, экономя на зарплате преподавателей и аренде помещений, предполагают Сурат, Зернов и Семенов.

Все затраты таких вузов могут свестись только к покупке бланков дипломов, конкурировать с ними невозможно, жалуется Семенов. Бороться с сомнительными вузами сложно. «Я, например, узнал, что по адресу моего института зарегистрированы еще какие-то вузы. Они получили в Минобрнауки лицензию, аккредитацию. Написал в Минобрнауки, там ответили: обращайтесь в прокуратуру», — рассказывает Сурат. По закону вуз должен работать по адресу, указанному в лицензии. Но представителей конкурентов у себя в институте Сурат так и не увидел. Пресс-служба Минобрнауки не ответила на вопросы «Ведомостей» о контроле за частными вузами, а представитель Рособрнадзора сообщил лишь, что расследовать мошенничество в образовании должны правоохранительные органы.


Вузы и закон

Если вуз будет работать не как фабрика дипломов, а как нормальное учебное заведение, то о серьезных прибылях придется забыть, следует из слов собеседников «Ведомостей». «Если работать по правилам и качественно, то прибыли нет», — сожалеет Зернов. Она в устойчивых вузах в лучшем случае достигает 15%, уточняет Сурат.

Но половине московских частных вузов о таком показателе остается только мечтать — у них в отчетности убытки.

«Дотаций от государства нет, поэтому частные вузы закрываются», — объясняет Сурат. «Мы платим такие же налоги, как торгово-развлекательный центр, — около 30% (на недвижимость, земельный налог и др.). Нам [государство] говорит, что надо развивать эндаумент, увеличивать доходы от других видов деятельности. Но если перешагнуть порог в 10% дохода, нас лишают льгот по НДС сразу на пять лет. Парадокс, который есть только в России», — возмущается Зернов.

Поэтому в частном образовании и нет, за редким исключением, стратегических инвесторов, сожалеют владельцы крупных вузов. Один из них рассказал «Ведомостям», что его проектом заинтересовался один из московских банков. «Банкиры пришли ко мне с предложением построить на 500 га в Подмосковье новый большой университет. Но когда банкир узнал, что никаких льгот инвесторы вузов не получают, то извинился и отказался от этой идеи», — рассказывает владелец вуза.

Отпугивает инвесторов еще одна проблема. По закону все частные вузы в России — некоммерческие учреждения. А НКО не платят дивидендов. Поэтому законных способов вернуть инвестиции в частные вузы всего два, рассказывают собеседники «Ведомостей». Первый — через повышенную зарплату руководителям. Чаще всего владельцы вузов являются их ректорами или президентами. У этого способа есть недостаток: с больших зарплат необходимо платить такие же огромные налоги и социальные выплаты. Второй способ — через аренду. Обычно здание принадлежит учредителям вуза, и через арендные платежи они могут получать до 30% от выручки учебного заведения. По оценке Сурата, вернуть инвестиции в крупный работающий вуз можно за 7-8 лет.


Вузы и секреты

Реальные доходы многих вузов в 2-3 раза выше, чем в официальной отчетности, утверждает ректор одного из крупных учебных заведений. Один из способов получить теневой доход — продажа академических справок, продолжает он. Человек, получивший такой документ, может восстановиться в другом, в том числе государственном, вузе на 2-й или 3-й курс. «Новая газета» в своем расследовании упоминала о другом источнике дохода — неучтенных студентах. Партнер владельца одного из крупнейших образовательных холдингов Москвы Евгения Волкова (9-е место по выручке в 2012 г.) рассказывал изданию, что в принадлежащем Волкову вузе МИМЭО, по данным Минобрнауки, обучалось 460 человек, а фактически студентов было 8000, а это $7,2 млн неучтенного дохода. Получить комментарии Волкова не удалось.


Вузы и правила игры

Как навести порядок на рынке частного высшего образования? Зернов предлагает сделать обязательными критерии экономической устойчивости вуза. Семенов уверен, что вузы необходимо сделать коммерческой организацией и разрешить иностранцам инвестировать в российское образование.

А Сурат предлагает убрать понятие диплома государственного образца. Большинство непонятных вузов, лишившись возможности выдавать такие дипломы, окажутся никому не нужными, уверен он.


Рекомендуем посмотреть:
Просмотров: 4936 | 15 апреля 2014
Математика ← Устный счёт
Катя увеличила число 145 на 60%, вычислила 25% от последнего числа. Чему равно число, вычисленное Катей?



Математика ← Задача на движение
Товарный поезд был задержан в пути на 12 мин, а затем на расстоянии 60 км наверстал потерянное время, увеличив скорость на 15 км/ч. Найдите первоначальную скорость поезда.



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»