+11
16 июля 2009
В закладки
Обсудить
Жалоба

В 2010-м Россия может отказаться от ЕГЭ

Новости ЕГЭ
В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев четко обрисовал шаги по обновлению российской школы.

  В качестве основополагающего направления национальной образовательной стратегии (президентской инициативы «Наша новая школа») было названо грядущее в образовании новое, второе, поколение стандартов.

  После уроков — снова за работу

  Стандарты первого поколения были призваны спасти страну от угрозы развала единого образовательного пространства, которая стала реальной из-за многообразия обучающих систем в начале 90-х гг. Общее ядро удалось сохранить за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Польза, тем не менее, обернулась консервацией школьного образования.

  Новым стандартам Медведев поставил другую цель:

  — Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования.

  Разработчики стандартов, безусловно, работают над изменением содержания, однако никаких глобальных перемен в этом плане не готовят, хотя акценты и будут другими.

  — Останутся та же математика, правописание «жи-ши», тема Великой Отечественной войны по истории, — объясняет один из разработчиков Маргарита Леонтьева. — А вот подготовка к уроку и сам урок изменятся.

  Скажем, должна уйти в прошлое привычная картина: ученики по очереди пересказывают у доски выученный дома параграф, после чего учитель приступает к объяснению нового. Урок будущего — это обмен мнениями, работа с дополнительными источниками информации и иллюстративным материалом, изготовление своими руками наглядных пособий и т.д.

  Вдобавок к предметным знаниям эти методы призваны наделить ребенка универсальными навыками, сделать за годы учёбы самостоятельным, инициативным, умеющим общаться, дать черты лидера; научить применять полученные знания на практике... Тем самым в жизнь претворятся слова президента о жизненном успехе, который зависит от личной инициативы и самостоятельности, способности к новаторству и творческому труду.

  Также, по новым стандартам, предлагается сделать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе внеурочные занятия (экскурсии, секции, конференции, олимпиады, КВН) и оплачивать учителю вторую половину дня.

  Главный ресурс

  Благодаря второму поколению стандартов, школа начнёт жить, как бизнес-структура: есть ресурсы — есть результат. Всё будет напрямую влиять на успех: уровень материально-технической базы, финансово-экономическая составляющая, соблюдение санитарно-гигиенических норм...

  В этом же ряду стоит и квалификация учителя. Урок по традиционной модели заменят новые методы обучения. А все ли педагоги готовы к этому перелому?

  Для ныне работающих учителей в стандарты заложены программы повышения квалификации.

  — Для нашего региона вообще хорошо бы готовить двуязычного учителя, — заявляет министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева.

  Со студентами же педвузов ситуация непростая. Сегодняшнее педагогическое образование закладывалось десятки лет назад для решения задач, не отвечающих современным требованиям. И, к сожалению, эта система оказалась слабо поддающейся реформированию. Пока стандарты общего образования и стандарты образования педагогического не связаны между собой. Следовательно, считать выпускников вузов полноценным ресурсом реализации стандартов второго поколения преждевременно.

  Ответственность — на каждом

  Примечательно, что в основе стандартов лежит трехсторонний договор: он представляет собой взаимные гарантии школы, родителей и власти о создании условий школьного обучения. Это новый тип взаимоотношений, когда не только государство сможет требовать от ученика соответствующий образовательный результат, но и ученик с родителями вправе спрашивать со школ и государства выполнение взятых обязательств.

  Кроме того, стандарты выросли не внутри педагогического сообщества. Впервые семьи, рядовые учителя, психологи смогли приложить руку к их созданию, чтобы исключить риски, связанные с введением в практику работы школы. Все заинтересованные стороны имеют возможность вести обсуждение подходов на сайте, посвященном федеральным государственным образовательным стандартам. А экспертные мнения и аналитические материалы публикуются в новом спецпроекте портала Кремль.org.

  Эксперимент со стандартами — не скоропалительный, что у нас редкость. Их введение в первых классах начнется только 1-го сентября 2010-го года.


   Мнение эксперта
  Руководитель группы разработчиков стандартов Александр Кондаков:
— В стандарты второго поколения никак не «вклеивается» ЕГЭ. Мое личное мнение, что большего урона государству, чем единый госэкзамен в его сегодняшней форме, нанести было просто невозможно, ведь идет массовая унификация предметного знания. Мы должны от этого максимально уйти. Одна из формул стандартов: ЕГЭ — экзамен единый, но не единственный, так как предполагаются другие формы оценивания достижений учащихся.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
  1. 0
    Интересная тема, Спасибо!