Почему в инженеры идут троечники, а в гуманитарии - отличники

Через два месяца для выпускников прозвучит последний звонок, и большинство из них, сдав ЕГЭ, отправит документы в вузы. Поступить на бюджет с каждым годом становится труднее. Коммерциализация высшего образования нарастает, как снежный ком. Если так будет продолжаться, ее итогом станет гибель части учебных заведений и недоступность образования для детей из семей с низким достатком.

Чем "круче" университет, тем выше плата за учебу

Если в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, во многих землях Германии, во Франции и Чехии денег за обучение в государственных университетах не берут, то в России с каждым годом количество платных мест увеличивается. В основном это касается гуманитарных специальностей (при минимальном количестве таковых для технарей). Наращивая количество бюджетных мест для технических специальностей, наше государство пытается повысить престиж инженерной профессии.

Посмотрев исследование: "Какой вуз выбрать: индикатор ваших возможностей", можно понять, что дети с самыми высокими результатами по ЕГЭ в основном поступают в престижные классические университеты, элитные технические и медицинские вузы.

Чем "круче" университет, тем выше в нем плата за учебу. В МГУ, поступив на специальность "математика", платникам нужно выложить 262 000 рублей в год. Туда принимают со средним баллом ЕГЭ - 87 (для сравнения, в МАДИ реально попасть с 53 баллами). В МФТИ "физика" для платников стоит 98 000. Средний балл ЕГЭ для бюджетников - 86,9, а для платников - 75,3.


Чрезвычайно дорогостоящим является образование для тех, кто решил поступить в медицинский вуз на "лечебное дело". В МГУ для платных студентов это 265 000 в год, а в Московской медицинской академии имени Сеченова - 86 600. Средний балл ЕГЭ, нужный для поступления, очень высок.

Таким же дорогим является лишь платное гуманитарное образование в крупных вузах. Для психологов, поступающих в МГУ, это 262 000 в год. Такую же сумму нужно выложить, поступая на специальность "история" в МГУ. Средний балл ЕГЭ у психологов - 80,2, а у историков - 85,9 баллов.

При этом, если посмотреть на инженерные вузы, то там очень мало платных мест, и баллы ЕГЭ, необходимые для поступления (если это не физтех или МИФИ), в среднем - "троечные".

При такой ситуации удивляет, что в проекте нового закона "Об образовании в РФ" предлагается финансировать вузы в зависимости от баллов по ЕГЭ, с которым абитуриенты поступают в вуз. Ведь тогда большинство инженерных вузов просто закроется. На плаву останутся лишь крупнейшие университеты.

Что делать гуманитариям

Коммерциализация вузов связана не только с увеличением платных мест. С 1 января 2011 года в силу вступил 83 федеральный закон, по которому все государственные учреждения будут разделены на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Наименьшим злом для вуза является получение статуса бюджетного учреждения. Теперь они переводятся на рыночные рельсы, а сметное финансирование заменяется субсидиями. В результате появляется больше свободы при перераспределении денег между статьями бюджета, но и гарантий на получение достаточной субсидии оказывается меньше, чем раньше. Размер субсидии зависит от решения, принятого учредителем вуза после конкурсного отбора, который учитывает многие показатели, в том числе - его востребованность на рынке труда. Более успешные в этом смысле учебные заведения будут получать большие субсидии.

Понятно, что востребованность гуманитарных вузов в такой ситуации сводится к минимуму. Что делать? 83 закон предписывает вузам самим зарабатывать, создавая малые предприятия, продавать свои ноу-хау. Но гуманитарные научно-прикладные исследования спросом со стороны частных структур не пользуются. И оснований для организации малых предприятий у гуманитарных вузов мало. По мнению проректора Российского государственного гуманитарного университета Андрея Николаева, пока заказы на гуманитарные услуги и исследования носят точечный характер. У бизнес-сообщества нет четкого понимания этического кодекса, гуманитарного измерения любой деятельности (бизнеса, производства). До этого нужно дорасти.

Если же вуз не сможет получать деньги за свои исследования, ему придется зарабатывать другим путем: платными студентами. Образование станет менее доступным для огромного количества людей. А совсем неуспешные вузы либо погибнут, либо станут казенными учреждениями, живущими на скудном пайке. У них будут минимальные возможности для привлечения внебюджетных источников, зато сохранится сметное финансирование.

Чем страшна магистратура

Коммерциализации высшего образования будет способствовать и переход на двухуровневую (Болонскую) систему. Это произойдет с нового учебного года. Наборы бакалавров начались лишь пару лет назад. Значит, их массовый выпуск случится где-то через 5 лет.

Понятно, что количество мест в магистратуре будет в разы меньше бакалаврских. Многие магистерские места станут платными. К тому же, поступление в магистратуру - это дополнительный стресс и дополнительные деньги (для тех, кто не попадет на бюджет, придется платить не за 5 лет учебы, как раньше, а за 4 года бакалавриата и за 2 года магистратуры).

Доступность образования

И, тем не менее, последние годы растет число людей, которые стремятся получить высшее образование. Руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский рассказал РИА Новости об исследовании, в котором родителей спрашивали: выросла ли за последние 10-15 лет доступность образования для их детей? И выяснилось, что для людей с доходом выше среднего она выросла, а для людей с низким доходом сильно сократилась. То есть, люди с хорошим доходом могут теперь за образование заплатить.

В то же время есть исследование, которое показывает, что доход родителей - это не главное. Главный фактор - их статус: если у родителей высокий образовательный ценз, они стараются и детям дать хорошее образование. Снимут последнюю рубашку, но сделают это.

Тенденция к превращению нашего высшего образования в платное очевидна. И тут у нас своя "особенная стать", на опыт других стран мы оглядываться не желаем. По мысли Давида Константиновского, европейские страны, где государственное высшее образование бесплатное, делают это осознанно: они хотят поднять свой потенциал. Если мы тоже этого хотим, нужно сделать высшее образование либо частично платным, либо полностью бесплатным. Ведь даже в странах, где оно платное, или частично платное, существует целая система грантов, фондов, которые помогают студентам. В США, если вы, являясь жителем штата, поступаете в университет этого штата, вы не платите за учебу (речь не о Гарварде, конечно). Или: если вы хорошо учитесь, тоже не платите за обучение. "Когда я преподавал в одном очень дорогом американском университете "Лиги плюща" (куда входят 8 самых престижных университетов США), - рассказал РИА Новости Давид Константиновский, - ко мне прикрепили студента-мормона из очень бедной семьи. Но, поскольку парень был отличником, за учебу он не платил. Таких людей там поддерживают".

По мнению Давида Константиновского, нам нужно сочетание либеральных мер с социал-демократическими. Должна быть адресная поддержка малоимущих, способных студентов. "У нас же народ любит крайности: либо либеральные меры, либо социал-демократические. На самом деле их вполне можно сочетать".

Наталья Иванова-Гладильщикова. РИА Новости.
Просмотров: 8841 | 25 марта 2011
spishypro
Группа: Гости
Комментариев: 0
Регистрация: --
28 марта 2011 20:24
Хотите сказать на инженера не стоит идти?
Прохожий
Группа: Гости
Комментариев: 0
Регистрация: --
30 марта 2011 19:02
Наоборот хотят сказать, что если в инженеры пойдёте, то 80% на бюджет да и ещё работу найдёте вполне легко winked
spishypro
Группа: Гости
Комментариев: 0
Регистрация: --
1 апреля 2011 14:34
Прохожий Да, НО это обидно когда говорят что туда ток троечники, я вот хорошист и собираюсь на инженера по специальности!
Прохожий
Группа: Гости
Комментариев: 0
Регистрация: --
1 апреля 2011 18:27
spishypro,
и я туда же(или на программиста))). Да и какая разница кто ты-отличник хорошист, троечник, двоечник. Я вот например хорошист, хотя по мгновению волшебной палочки могу тут же стать отличником, поскольку учёба для меня печеньки. И смотрю с недоумением на своих однокласников, которые учятся на 5 и рвутся в медалисты. Да они и половины не знают того, что знаю я. И вообще считаю, что уровень знаний определяется не оценками. Могу и на двойки спокойно учится и при этом знать все законы и формулы математики, допустим, и уметь их решать.
spishypro
Группа: Гости
Комментариев: 0
Регистрация: --
2 апреля 2011 15:13
Прохожий Двоечники тоже есть такие что...дебилы одним словом...других не видел, у нас они в лицей уходят, а те кто знает хоть что то на 3 учится вполне сносно!
i_love_you
Группа: Гости
Комментариев: 0
Регистрация: --
12 апреля 2011 05:07
Прохожий,
солидарна с Вами) оценки сейчас в школе это, конечно, не показатель
но позвольте заступиться за "отличников, рвущихся в медалисты"
бывает такое, что отличники и сами не мечтают о медали, особенно, когда наступают 10-11 классы. тем более, что медали уже потеряли смысл и их вешать только разве на ёлку. во многих случаях сами учителя "тянут за уши" этих отличников на медаль и, можно сказать, заставляют их стремиться к этому. получается ситуация под названием "положение обязывает". к тому же медалист - это лучший ученик, который лучший во всём, особенно в знаниях естественно. сейчас это далеко не так. смысл утратился. хотя, конечно, низкий поклон гениям.
А вообще куда более приятно общаться с такими людьми, как Вы. которые не заморачиваются на оценках и имеют намного больше знаний, чем школьники под названием "отличники")
Математика ← Задание 2
На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Казани с 3 по 15 февраля 1909 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа впервые выпало 5 миллиметров осадков.



Математика ← Задание 9
Основанием пирамиды является прямоугольный треугольник. Сколько составляет объём пирамиды, если второй катет основания составляет 15? Высота пирамиды равна 6, а первый катет составляет 8.



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»