Президентская «отсечка» сделает студентов лучше

Президентская «отсечка» сделает студентов лучше
Президент Путин распорядился повысить проходной балл ЕГЭ для поступления в вузы. В будущем эта мера должна повысить качество высшего образования и уменьшить число студентов. И совсем извести породу студентов, которые не знают таблицу умножения и путают даты Великой Отечественной войны.


Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», согласны с мнением, высказанным главой союза ректоров Петербурга Владимиром Васильевым, и считают, что обязать высшие учебные заведения держать планку высоко, как боевое знамя, просто необходимо — иначе качество выпускаемых специалистов и доверие работодателей к университетским дипломам продолжит падать.

Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов в беседе с «Фонтанкой» оперировал статистикой. По итогам вузовской приемной кампании 2013 года стало очевидно, что не смогли преодолеть нижний порог по физике 17,7%, по истории 21,3, по химии 14% выпускников.

«У нас 80% абитуриентов пишут с пунктуационными и грамматическими ошибками, 25% не могут решить задачку «Поезд выехал из пункта А в 10.25 вечера и приехал в 11.25 на следующее утро. Сколько часов он был в пути?», 20% не знают закон Ома, – говорит Хромов. – Поэтому, конечно, логичным кажется повысить проходной балл ЕГЭ, тем более что государство имеет на это право». При этом студенческий омбудсмен призывает не впадать в крайности и не повышать его слишком высоко. «В течение последних лет у нас и так сократилось число абитуриентов, хотя количество бюджетных мест осталось прежним, – отмечает Артем Хромов. – Отсюда, кстати, следующая проблема. Даже если вуз набирает очень слабый состав, он продолжает тянуть студентов из-за подушевого финансирования. Чем больше человек вуз отчислит, тем сильнее сократятся трансферы из бюджета. Поэтому на совещании президента предупредили, что упор сделают на качество образования, а вузам сохранят финансирование, даже при сокращении учащихся».


Ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов отмечает, что его вузу уже сейчас приходится ежегодно искусственно завышать проходной балл ЕГЭ.

«Мы как принимали 1000 человек 30 лет назад, так и принимаем, – говорит Владимир Кутузов. – В этом плане ничего не изменилось, как и не изменилось наше позиционирование. Мы не выпускаем экономистов, пиарщиков, мы выпускаем инженеров. Но если мы принимаем людей с баллом «3-», у них чувствуется недостаток знаний по таким естественным дисциплинам, как математика, физика и химия. С этой точки зрения, конечно, в стране надо поднимать пропускной балл».


Низкие требования к абитуриентам порождают и другую проблему: компетенции получающихся из таких абитуриентов выпускников недостаточно для работы в петербургской промышленности. «Конечно, мы могли бы улучшить качество обучения, даже хотим этого, но для этого нам нужен хороший материал на входе, – отмечает ректор ЛЭТИ. – А откуда ему взяться, если многие студенты даже не мотивированы на обучение у нас? Они просто хотят получить бумажку. В итоге ежегодно мы выбраковываем около 20%».

Ректор отмечает, что для самих же вузов было бы хорошо, если бы число университетов, куда можно подать документы, сократилось. «В идеале до одного, – говорит Кутузов. – Тогда и студенты будут приходить более мотивированными на обучение. Но с другой стороны, этому будут противиться родители — ведь они зачастую подают документы сразу на много специальностей, надеясь, что «авось, куда-нибудь возьмут». Формула довольно проста: отдают в самые сильные вузы, потом в вуз послабее, потом в слабый. Поэтому нужен компромисс — например, разрешить вчерашним школьникам подавать документы максимум в три вуза».

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев также отмечает, что возглавляемый им вуз ещё в рамках приёмной кампании 2014 года повысил минимальные баллы ЕГЭ, по некоторым направлениям на 15-20 баллов. Несмотря на то, что по сравнению с 2013 годом у выпускников школ несколько снизился уровень баллов ЕГЭ по целому ряду предметов, в СПбГУ конкурс не уменьшился, а скорее, наоборот, вырос. «Напомню, что в этом году в СПбГУ поступили ребята с самым высоким средним балом ЕГЭ: по России он составил 64 балла, в МГУ – 86, а в СПбГУ – 87,3, – говорит Николай Кропачев. – Почему наш университет повысил значения минимальных баллов ЕГЭ? Потому что мы ответственно относимся к расходованию бюджетных средств, которые выделяются СПбГУ. У нас создан крупнейший университетский библиотечный комплекс в России, современный Научный парк, стоимость оборудования которого на сегодняшний день превышает 5 миллиардов рублей, открыты 14 лабораторий под руководством ведущих мировых ученых и т.д. Эти ресурсы должны быть предназначены для тех студентов и аспирантов, знания которых соответствуют самому высокому уровню».

Ректор СПб ГУКИ Александр Тургаев также считает, что действующий сегодня минимальный балл, действительно, очень низок. «Но главная проблема в качестве школьного образования, – говорит Александр Тургаев. – Зачастую нам приходится своих первокурсников переучивать, доучивать и так далее. Другое дело, что есть вузы, которые принимают абитуриентов по самой нижней планке. И, конечно, для них повышение балла означает конец. Но люди при этом будут подавать документы в более значимые вузы, более популярные». Ректор отмечает, что уже давно пришел к выводу, что пора сократить количество вузов, куда абитуриент может подать документы. «В нашей стране и так право на всеобщий доступ к образованию, как и положено по Конституции, может реализовать каждый, – говорит Тургаев. – Но это не значит, что любой должен получать корочку, за которой никаких реальных знаний не стоит».

Заместитель директора академической гимназии №610, историк Лев Лурье также отмечает, что первоисточник проблемы — средняя школа. «Реформа ЕГЭ – одна из немногих удачных реформ путинского времени, – говорит Лев Лурье. – Потому что худо-бедно он показывает объективный уровень знаний выпускников школ. Пока не было ЕГЭ, отметки на экзаменах зависели только от учителей. А ЕГЭ, который проводится независимо от школьных администраций, показал в целом удручающую картину». При этом Лев Лурье отмечает, что проблема качества обучения в школах слишком сложна и невозможно что-либо изменить без смелых реформ и обильного финансирования. «Что касается нижней границы для поступающих в вузы — это простая и совершенно естественная мера, – говорит историк. – В хороший вуз абитуриенты все равно пойдут, и недобора не случится даже при высоком проходном балле. А вузы для недоучек не очень-то и нужны».

Эксперт ЕГЭ и ГИА, учитель года России-2007 Дмитрий Гущин считает, что в идеальной ситуации высшее образование должно служить благородной цели воспитания личности. А значит, чем больше граждан его получит, тем лучше. «И дело не в том, сможет ли человек применить полученные знания в будущей профессиональной деятельности, а в том, что если высшее образование будет честным, то есть с посещением лекций и экзаменами, человек будет другим, – говорит Дмитрий Гущин. – У него будет чуть другое мировоззрение, чуть другой взгляд на мир. И я бы не стремился дать в рамках этого высшего образования избыточное количество практических навыков в ущерб общему развитию». Но реальность такова, что даже те счастливцы, которые имеют возможность воспитывать свою личность в университете, попросту не ходят на лекции и семинары. «И получается, что люди, которые не могут или не готовы учиться, занимают места в вузах, а потом вуз худо-бедно ставит им оценки, только чтобы выдать диплом, – говорит Гущин. – Если люди вместо лекций работают, то пусть они сразу идут работать. Иначе получается профанация высшего образования, и в этой ситуации повышение вступительной планки и сокращение числа студентов необходимо».

Доктор экономических наук, доцент Светлана Шендерова отмечает, что в распоряжении президента не конкретизируется одна существенная деталь, которая и определит, как и на что именно повлияют перемены. Впрочем, глава государства и не должен обращать внимание на детали — предполагается, что они конкретизируются правительством, которому поручено выполнить распоряжение (ответственным указан Дмитрий Медведев).

«Минимальные баллы ЕГЭ, или на вузовском сленге «отсечка», в каждом вузе отличаются для поступающих на бюджетные места (они выше) и для тех, кого принимают на места с полной оплатой обучения (для них баллы, как правило, ниже), – говорит Светлана Шендерова. – Поэтому необходима конкретизация, на всех ли абитуриентов распространится повышение баллов ЕГЭ при поступлении, или только на поступающих на бюджетные места. Если правительством конкретизация произведена не будет и вузы смогут, как и раньше, выставлять разную «отсечку» для бюджетных и коммерческих студентов, на практике это будет означать снижение возможности доступа к качественному образованию для абитуриентов, которые не в состоянии оплатить свое обучение и расширение таких возможностей для платежеспособного контингента даже при наличии одинаковых баллов».

Венера Галеева, Ольга Мясникова
«Фонтанка.ру».
Просмотров: 5168 | 2 декабря 2014
Математика ← Смеси и сплавы
Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?



До ЕГЭ 2018 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2017. «4ЕГЭ»