Старшеклассникам углубят обществознание

В России готовится реформа преподавания обществознания, хорошие оценки по которому необходимы для поступления в большинство гуманитарных вузов. Предполагается, что предмет будет разделен на базовый и углубленный уровень, а содержание курса будет в значительной мере дополнено. Учителя предупреждают, что изменения повысят расходы родителей на репетиторов.


Вчера глава думского комитета по науке и образованию Вячеслав Никонов представил проект Концепции преподавания обществознания в РФ на съезде учителей истории и обществознания. По его словам, работа над обновлением "важнейшего мировоззренческого" школьного предмета началась два года назад под руководством спикера парламента Сергея Нарышкина (сейчас занимает пост директора Службы внешней разведки). "Довести эту работу до конца поручено мне и академику Александру Чубарьяну,— сказал господин Никонов.— Сейчас у вас есть возможность внести вклад в обсуждение". Согласно проекту, обществознание должно изучаться на двух уровнях: базовом (обязательном для всех школьников) и профильном (по выбору). Предполагается, что предмет будет воспитывать у школьников "общероссийскую идентичность" и поможет им усвоить, что такое "мораль, нравственность и общественные ценности". Авторы предлагают добавить в предмет разделы об экономике, финансовой грамотности, ведении предпринимательской деятельности, культурологии, философии, а также "основы информационной культуры". Из концепции следует, что для ее реализации придется обновить линейку учебников и учебных пособий и провести модернизацию программ подготовки учителей. Для этого авторы предлагают включить соответствующие задачи в федеральную госпрограмму "Развитие образования" и региональные программы-аналоги, а финансировать новые расходы из бюджетов всех уровней и "внебюджетных источников".

Документ вызвал вопросы у учителей. Преподаватель из Ростовской области Валерий Антонов обратил внимание разработчиков на возможные проблемы со сдачей госэкзамена. В концепции написано, что углубленный уровень изучения "целесообразно" вводить в школе для тех учеников, кто собирается сдавать ЕГЭ по обществознанию. "Это у нас главный гуманитарный предмет по выбору. Я надеюсь, авторы концепции не думают всерьез, что у нас 90% школ введут углубленное изучение обществознания?" — поинтересовался господин Антонов. Авторы концепции сначала вообще не поняли суть проблемы, но потом привели в пример ситуацию со сдачей ЕГЭ по математике: "Есть примеры, когда дети учат математику на базовом уровне, потом им требуется сдавать ее на углубленном. Они как-то из этой ситуации выходят". "Конечно, выходят — через репетиторство,— пояснил педагог.— Что ж, все понятно, нас-то это устраивает".

ЕГЭ по обществознанию традиционно остается самым популярным предметом по выбору, его сдает почти половина всех российских выпускников. Этот предмет необходим для поступления в большинство гуманитарных вузов. В 2016 году экзамен выбрали 380 тыс. школьников, в 2015-м — 370 тыс. В Рособрнадзоре настаивают, что реализация положений концепции существенного пересмотра содержания и структуры ЕГЭ по обществознанию не потребует. "Сейчас в контрольно-измерительных материалах экзамена уже содержатся задания по экономике, праву и другим наукам об обществе, причем в них включены задания разного уровня сложности — от базового до высокого",— заверили "Ъ" в пресс-службе ведомства.

Концепция также предполагает, что будущие учителя обществознания уже в университетах должны будут "овладеть знаниями по широкому спектру социально-гуманитарных наук (философии, психологии, культурологии, социологии, политологии, экономике, правоведению)". Ректор МГПУ Игорь Реморенко сказал "Ъ", что простое увеличение лекций по разным направлениям вряд ли будет эффективно: "Учителям обществознания нужно больше проектной и практической деятельности, чтобы они пробовали себя в социальных проектах и через них видели, чего не хватает". Адаптировать действующих учителей под новые требования также будет непросто, считает учитель московской школы Андрей Смирнов: "Просто невозможно переподготовить основную массу учителей обществознания, чтобы они смогли на должном уровне преподавать культурологию, философию, финансовую грамотность, социологию, да еще и учили детей разбираться в медиа и соцсетях". Кроме того он напомнил, что лишних учебных часов в школьной программе нет уже сейчас: "Глава Центробанка говорила, что надо ввести отдельный предмет "финансовая грамотность",— ну вот высшее начальство решило и его нам добавить, а где взять на это лишние часы, никто не сказал".

Проект концепции будет представлен в Минобрнауки уже на этой неделе, сообщил Вячеслав Никонов. В свою очередь, в ведомстве в понедельник заявили, что "в рамках предмета "обществознание" школьники изучают правовые основы государства и гражданского общества, элементы системы права и правовые нормы. Знания правовых основ и норм являются одними из основополагающих в социализации ребенка, и наделить его подобными знаниями — обязанность как школы, так и родителей".


Александр Черных, Анна Макеева.
kommersant.ru.
Просмотров: 3353 | 28 марта 2017
Математика ← Устный счёт
Найдите корни уравнения:



До ЕГЭ 2018 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2017. «4ЕГЭ»