Блог: Образование

Новости об образовании
Администратор: steels | Правила блога | Статистика блога | Смотреть в RSS | Новостей: 185

Андрей Фурсенко о ЕГЭ

Вопросы Андрею Фурсенко в онлайн-интервью «Газеты.Ru».


Поступали с сыном в этом году в университет, все были удивлены тем, что наши дети пишут ЕГЭ сами. По всей России ни о какой подлинности результатов ЕГЭ говорить не приходится. В основном все списывают, решают преподаватели, репетиторы. В Волгоградской области Суровикинского района: не понаслышке знаю о том, что у них постоянно действующие тарифы на любой балл. Министерство как-то борется с этой проблемой? // Валентина


Андрей Александрович! Каждый год мы получаем все больше первокурсников, поступивших по результатам ЕГЭ, из разных регионов страны. Сейчас у меня на первом курсе таких больше половины. Но: министерство в принципе не хочет посмотреть и проанализировать, сколько из этих ребят возвращается к себе домой, чтобы работать по специальности. Мой личный опрос показывает, что большинство планирует остаться в Москве или получить стажировку за границей и остаться там. В результате ЕГЭ превращается в способ лишить регионы молодых специалистов, вузы на местах закрываются (или там уменьшается число бюджетных мест). А потом премьер-министр придумывает программы по привлечению в регионы специалистов (в том числе учителей и врачей в сёла). По моему мнению, надо, наоборот, развивать вузы в регионах, а повышать качество образования в них можно в том числе с помощью приглашения специалистов из Москвы, многие из нас с удовольствием бы поехали в такие командировки. Готово ли министерство к предложениям такого рода? Если да, тогда дайте адрес для обращения. // Наталья Владимировна, доцент московского вуза


Андрей Александрович, как вы относитесь к тому, что большинство абитуриентов, приехавших в столицу с Востока, имеют по 100 баллов за предмет, хотя даже заявление грамотно написать не могут и, как показывает практика, совершенно не оправдывают полученные на ЕГЭ баллы? будут ли предприниматься меры по ужесточению контроля сдачи ЕГЭ в дальних регионах? // Карина



Андрей Фурсенко о ЕГЭДавайте начнем с конца. Если говорить о проблеме оттока, то крепостное право уже довольно давно показало свою неэффективность. И никакие проблемы геополитические с помощью инструментов пусть даже сильно модифицированного крепостного права не решить. Вы помните, что не так давно в нашей стране отменили -- ввели паспорта для сельских жителей, до этого их не отпускали, они не могли уехать из своего села. Думаю, что все-таки с точки зрения развития общества это абсолютно правильные меры. Поэтому нам необходимо развивать стимулы, мотивации для того, чтобы люди оставались в своих регионах, а не какими-то запретительными, искусственными мерами держать их. Возможности должны быть все предоставлены, чтобы человек имел право выбора. Но при этом надо создать условия, при которых он выбор делал бы в пользу своего региона, своего вуза и так далее.

При этом, когда мы говорим о сети ведущих вузов, федеральных, исследовательских, эти вузы расположены не только в Москве или в Питере, они расположены по всей территории. Вы знаете, где они находятся, сколько их. Я могу сказать, что по итогам этого года мы видим, что во все ведущие вузы, не обязательно московские и питерские, у нас действительно увеличивается приток сильных ребят. Но есть объективная реальность, которая связана с тем, что у нас резко уменьшилось количество выпускников школ. За последние пять лет оно уменьшилось вдвое. Я на каждой встрече повторяю эту цифру. У меня ощущение, что большинством наших соотечественников до конца эта цифра не осознана, трудно понять, что она на самом деле означает -- когда у нас было 1,5 млн выпускников, а стало 730 тысяч. Это означает, что количество студентов в ближайшие годы уменьшится в лучшем случае на треть, а то и вполовину. Абсолютно ясно, что эту нехватку людей, недостаточное количество, чувствуют все вузы. У нас сегодня в первую очередь удар приняли на себя коммерческие вузы и так называемые платные места. Прием платников, коммерческие вузы сегодня, за исключением буквально двух-трех десятков, умирают. Их были сотни, их останутся десятки. В последние 2--3 года они обеспечивают 15--20% приема от того, что было еще 4--5 лет назад.

Кстати, с точки зрения абитуриентов, может, это не так и плохо. Возможность поступления на бюджетные места резко увеличилась. У нас за последние пять лет возможность для выпускника школы попасть на бюджетное место выросла в 1,5 раза. У нас сегодня практически каждый второй может попасть на бюджетное место.
Это по поводу отъезда из регионов. И позиция министерства заключается в том, что мы должны усиливать и ресурсно, и кадрово именно региональные вузы в первую очередь.

У нас конкурсы, мы говорили, по привлечению лучших ученых, по поддержке инновационной инфраструктуры. У нас в процентном выражении гораздо большие средства идут в региональные вузы, для того чтобы создать эти интеллектуальные региональные центры.

Теперь по поводу того, насколько это связано с ЕГЭ. Связано. И я считаю, что хорошо, что связано. У нас реально ребята имеют сегодня возможность выбора, где они хотят продолжать образование, какие условия они хотят, чтобы у них были созданы. При этом я могу вам сказать, что если бы не было ЕГЭ, ведущие вузы страны, в первую очередь в Москве и в Питере, остались бы уже в этом году либо с очень слабым контингентом, либо без студентов. У нас сегодня в технические вузы от двух третей до трех четвертей студентов, реально от 60% до 80% -- иногородние. Этого никогда не было. Причем сильные ребята, которые показывают хорошие результаты не только на вступительных экзаменах, но и при начале учебы. С вузами гуманитарными ситуация немножко другая, хотя тоже сдвиг произошел в эту сторону.

Если бы не ЕГЭ, то большинство этих ребят никогда в жизни бы в Москву не поехали. Их родители бы не пустили. Ехать непонятно куда. Со всеми страхами, которые рассказывают по поводу столичного города, не имея никаких гарантий по поводу того, что ты куда-то поступишь, где ты будешь жить, -- я думаю, я знаю просто, что большинство этих ребят поступили бы куда-то у себя и никогда бы не попали в эти ведущие, в хорошие вузы.

Сегодня благодаря этому уровень технического образования, уровень подготовки абитуриентов технических вузов вырос, сильно вырос. И, как мне объяснили наши ректоры, мотивация этих ребят резко увеличилась.

То есть тут ЕГЭ, на мой взгляд, сыграл достаточно серьезную положительную роль, обеспечивая перспективное развитие страны.

Насколько эти баллы соответствуют реальному знанию этих учеников и вообще насколько это соответствует тому, что мы хотим? Во-первых, если говорить о технических направлениях, то тут разговоров и криков меньше. В основном все говорят, что да, действительно, в московский Физтех никто по липовым баллам поступать не станет. Через полгода максимум он оттуда вылетит просто потому, что он не сможет там учиться. Это касается большинства технических направлений, да и достаточного количества других направлений вузов.

Я могу привести такой пример: гуманитарный вуз Высшая школа экономики, все знают, сразу после обязательного введения ЕГЭ туда был приток достаточно мощных людей из разных регионов страны, из средней полосы, из Сибири, с юга. После первого приема отсев был больше 20%. Причем вылетали как олимпиадники, так и стобалльники. В этом году, они говорят, у нас отсев резко уменьшился. Никто поступать на полгода не будет, если он точно понимает, что спрос с него будет по полной программе.

Поступают с нечестными баллами, я перехожу ко второму вашему вопросу, туда, где понимают, что главное -- поступить, а дальше атмосфера в этом вузе такая, что закрепиться можно. Но это означает, что дело в коррупции, а дело не в ЕГЭ. Это означает, что это было всегда, просто раньше поступление шло не через ЕГЭ, а напрямую. А сегодня появился другой способ.

Я могу сказать, что, если переходить к коррупции, к нечестным баллам по ЕГЭ, мы анализируем ситуацию. Чем ЕГЭ лучше обычных экзаменов? Тем, что опять же все прозрачно. Есть некоторые закономерности статистические, исходя из которых, можно совершенно точно определить, существуют аномалии в сдаче экзаменов или нет.

Мы знаем все регионы. Кстати, не только южные регионы: с точки зрения неправомерных, неподтвержденных высоких баллов есть целый ряд регионов чисто российских, в которых ситуация ничуть не лучше, чем на юге, на Кавказе. Есть Кавказский регион, та же самая Чечня, в которой самая жесткая приемка экзаменов, самые жесткие системы. И я абсолютно уверен, что, если человек получил в Чеченской республике высокий балл, это значит, что он на него сдал. К сожалению, таких там очень немного, но это уж такая ситуация.
Коррупция не в том или ином виде экзамена. Экзамены могут быть разные. Если есть коррупционная составляющая, то вид экзамена определяет, проще или сложнее реализовать коррупционную схему.

Мы считаем, что ЕГЭ хорош тем, что, во-первых, в рамках ЕГЭ реализовать коррупционные схемы сложнее. Это длинный разговор, но я могу доказать, почему это именно так. Вторая вещь: результаты этого выставления гораздо более очевидны, и мы можем четко определить, где результаты не соответствуют, в каком регионе, в каком месте результаты недостоверны. Математический анализ позволяет очень быстро. И, в-третьих, мы можем оценить машстаб бедствия. Масштаб бедствия этих завышенных баллов -- это на всю Россию несколько тысяч человек. Это очень плохо, но если мы сосчитаем из 730 тысяч выпускников и что это касается нескольких тысяч человек, то при всем нашем негативизме я могу сказать, что масштаб этого процесса меньше, я это уверенно могу сказать, чем то, что было до этого. И с этим, кстати говоря, вне формальной беседы соглашаются ректоры. Причем ректоры достаточно уважаемые, в том числе и те, кто иногда со мной дискутируют по разным вопросам.

Устраивает ли нас такая позиция? Меня устраивает. Мы считаем, что эти ненормальные явления должны быть убраны. И, более того, почему они так чувствительны в общественном мнении? Потому что, как правило, эти вот люди, будь то люди, получившие неправомерно высокие баллы, будь то льготники, не все из которых являются абсолютно честными льготниками, они, как правило, сосредотачиваются в очень небольшом количестве вузов, на небольшом количестве факультетов. Я могу вам сразу сказать, какая профессия, какое направление в каком регионе является наиболее авторитетным, скажем, привлекательным.
Есть регионы, где с очень большим уважением относятся к профессии юриста. А есть, где к профессии медика. Я заранее могу сказать, авторитет какой профессии в каком регионе является самым высоким. Будем бороться.

Что значит бороться? Я могу сказать, что у нас были встречи с некоторыми коллективами образовательными, с руководителями некоторых южных регионов России. Мы объясняли, что вы сами себя уничтожаете. Вы сквозь пальцы смотрите на выставление высоких баллов, и в результате люди, которые у вас получают вот эти неправомерно высокие баллы, покидают регион. Вы обескровливаете регион. Вы создаете сами условия, при которых в ваших вузах никто не останется. Потому что, получив этот высокий балл, они стремятся от вас уехать.

Более того, у них возникает неадекватная оценка самих себя. Получив этот балл, часть людей считает, что они действительно вполне соответствуют этому уровню. Они думают, что все остальные так же знают. И потом, когда они сталкиваются с действительностью, у них возникают очень серьезные социальные и житейские проблемы.

В частности, ребята, поступившие в ведущие вузы, те, которые не могут там учиться, которые вылетают оттуда, зачастую становятся потерянными людьми.
То есть тут очень многоаспектная проблема. И бороться с этим надо не только чисто фискальными методами, побеждать нарушения, а главным образом убеждая родителей, учителей, преподавателей вузов, всех заинтересованных лиц в том, что это идет во вред ребятам, во вред региону, экономике. То есть бороться надо с базой этой коррупции, коррупционного поведения, а не с ее последствиями.

ЕГЭ тут, конечно, плох и хорош тем, что очень многие нарушения стали при нем явными. То, что было затушевано, то, что было закрыто, сегодня стало очевидно для всех. Но я считаю, что это скорее плюс, чем минус.

Отвлекусь немножко: когда у нас говорят, что из-за ЕГЭ все стали безграмотными, то мне трудно с этим согласиться, потому что грамотность появляется или не появляется, как правило, в основной школе. У нас ЕГЭ в обязательном режиме последние три года. Это примерно так же, как недавно был опрос о том, что примерно треть россиян считает, что Солнце крутится вокруг Земли. И это тоже было списано на ЕГЭ. Но я абсолютно уверен, что эти люди закончили школу в основном не вчера, когда ЕГЭ и знать никто не знал. Более того, исходя из логики ЕГЭ, как раз такие факты школьники могут знать и лучше.
Понимаете, идет смешение очень сильное всегда. Все, что произошло сегодня, то, что не нравится сегодня, немедленно относится к тому, что будет изменено завтра. Хотя на самом деле это зависит от того, что было вчера.





«Газета.Ru»

Автор: steels | 7 ноября 2011 18:12 | Просмотров: 3698 | Комментариев: 0

Не пропустите

Поиск по сайту

Создание новых блогов закрыто. Если у вас есть какие-либо предложения по сотрудничеству пишите на steels@4ege.ru
Обратная связь

© 2008-2018. «4ЕГЭ»
Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.